1. Сначала давайте ребенку задания, ориентируясь на то, что он хочет делать сам. Например, Маша любит танцевать. Вы говорите: «Как Машенька танцует? Какая умница! А теперь, Машенька, покажи, как ты хлопаешь в ладоши. Прекрасно!!!» Таким образом, вы учите ребенка ваши просьбы. Он учится вас слушать.
2. Когда малыш выполняет ваши просьбы, подкрепляйте это радостью. Он должен к вам подходить, когда вы его зовете. Пользуйтесь тем моментом, когда он сам к вам с удовольствием подходит, а вы его погладите, поцелуете, обнимете, поиграете или вкусняшку дадите. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен придти. Добивайтесь, чтобы ребенок приходил, когда вы его зовете. Не ругайтесь, а скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцелуйте!
3. Если вы очень заняты, а ребенок требует к себе внимания, делайте свои дела, не реагируя на него. Но в этом случае вас должны поддержать все, включая бабушек. Например, вы собираете вещи на поезд и просьбы ребенка о том, чтобы вы с ним поиграли, могут быть вами проигнорированы. Объясните малышу, что есть дела, которые очень важны. Возьмите малыша на руки или присядьте перед ним, так, чтобы смотреть глаза в глаза и скажите спокойно и уверенно: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже».
4. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы поднять упавшую игрушку самому, чтобы съесть самостоятельно ложку каши, чтобы развернуть конфету, чтобы не отбирать чужую игрушку… Но требований должно быть минимум. Не требуйте от ребенка слишком много. Сначала добивайтесь чего-то одного, например, самостоятельно кушать, потом добавляете требование (например, чтобы малыш сам надевал носочки).
5. Давайте малышу поручения. Он будет их с удовольствием выполнять, если это не сложно. Ему должно быть интересно и он будет чувствовать себя вашим помощником. Например,убрать за собой постель, унести за собой тарелку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще сделать самостоятельно, но ваша задача, научить ребенка вас слышать и слушать.
6. Задания постепенно усложняйте. Но подкрепляйте их позитивно: похвала, совместное времяпрепровождение, вкусняшка. Но подкрепления в основном должны быть в словесной форме: ребенок должен понимать, что он сделал все правильно и вы им довольны. Крупные подкрепления – редко. Чтобы все не сводилось к рыночным отношениям: ты мне – я тебе.
7. Приучайте ребенка после того, как он что-либо сделал, пришел и показал или доложил. Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!