Найти в Дзене
Европейский диалог

География, население, информационная политика и ... женщины - четыре главных фактора успешной борьбы против коронавируса

На днях в социальных сетях начала гулять картинка со списком стран, наиболее успешно справляющихся с пандемией нового коронавируса. На это обратили внимание СМИ, в том числе американское издание Forbes, которое добавило к списку еще Норвегию и Тайвань. Давайте попытаемся понять, что общего у всех этих государств.

Географический фактор, очевидно, имеет место. Норвегия, Исландия, Финляндия и Дания расположены по-соседству «на отшибе» Европы. Германия и Бельгия — это фактически центр Европы, политический и экономический так точно, но тоже соседи со скандинавами. А еще многие успешные государства (Новая Зеландия, Тайвань, Исландия) - это острова. А еще лидеры этих государств, по странному совпадению, женщины.

Лидер Тайваня Цай Инвэнь начала действовать еще в январе, как только появились первые заболевшие в Китае. На остров резко ограничили поток туристов, а внутри закрыли школы, ввели обязательное ношение масок, которые можно было купить в ограниченном количестве и по определенному графику, и наладили выпуск спирт-содержащих санитайзеров. В итоге в стране до сих известно только о шести случаях смерти пациентов с коронавирусом при общем числе 393 зараженных.

Новую Зеландию, которую возглавляют генерал-губернатор Пэтси Редди и премьер-министр Джасинда Ардерн, полностью изолировали в начале февраля. Все возвращающиеся в страну из-за границы жители помещаются на карантин в специально отведенные места на 14 дней. Провести это время дома нельзя. На сегодня в Новой Зеландии 1072 подтвержденных случая заражения COVID-19, из них девять — с летальным исходом.

Премьер-министр Исландии Катрина Якобсдоттир утвердила в стране всеобщее бесплатное тестирование на коронавирус. В итоге в Исландии уже проверили в пять раз больше людей, чем в Южной Корее. Разумеется остров по-максимуму закрыли от визитеров, и потому не стали запирать людей дома, закрывать школы и пр. Вместо этого запустили тщательную систему отслеживания контактов. В итоге - число заразившихся в Исландии на сегодня составляет 1711 человек, погибли восемь человек. Практически как в Новой Зеландии.

Европа отреагировала позднее. Наиболее организованно это сделала Германия. Канцлер страны Ангела Меркель выступила перед народом, пообещала, что пандемия затронет до 70% населения страны, призвала всех к солидарности и самоизолировалась сразу, как стало известно, что врач, которого она посещала, заразился COVID-19. Как показала практика, немцы в основном последовали рекомендациям правительства. В сочетании с оперативно запущенными программами тестирования для раннего выявления коронавируса, это привело к меньшим показателям смертности, чем, например, во Франции. Сегодня в Германии из 130 072 случаев смертельными стали 3194.

В Бельгии за коммуникацию с населением отвечают премьер-министр Софи Вильмес и министр здравоохранения Мэгги де Блок. Они постоянно выступают в СМИ, представляют научные факты и спорят с распространенными заблуждениями. Достается порция критики и гражданам - бельгийцы не столь дисциплинированны как немцы и могут устраивать, так называемые, коронавирусные вечеринки. Так что здесь все не так хорошо со статистикой - на 30 589 заразившихся приходится 3903 смертей.

Самый молодой руководитель государства, премьер Финляндии Санна Марин, в информировании населения она сделала ставку на соцсети, а не на традиционные СМИ. В агитационную компанию включились инфлюенсеры разных возрастов, включая подростков. Сейчас в Финляндии 3062 заболевших. Упор на молодую аудиторию сделали Премьер-министры Норвегии и Дании Эрна Сульберг и Метте Фредериксен.

В общем, можно сказать, что наибольшие успехи свойственны островным государствам, которые вовремя запустили процесс самоизоляции в рамках государственной границы и это позволило им не вводить слишком жесткие карантинные меры внутри государства. Большое значение имеет дисциплина самих жителей и уровень их доверия к государству (сравним Германию и Бельгию). Важна информационная работа, в т.ч., не только через официальные СМИ, но и через социальные сети, и путем обращения к целевым аудиториям.

Что же касается того, что во главе самых успешных (в деле борьбы с коронавирусом) государств стоят женщины, то существующие попытки обосновать это их особым стилем руководства, пока что выглядят сомнительными. Но и совпадением это вряд ли можно назвать. Скорее всего, дело в комплексе причин, которые, собственно, сначала позволили женщинам занять руководящие посты, а потом оказаться эффективными менеджерами, в хорошем смысле этого слова. И с этим стоит разобраться, потому как эта эпидемия явно не последняя.

Подготовлено на основе