В авторском материале главный дизайнер DemidovDesign Дарья Казлаускене рассказывает о том, как витрины магазинов формируют мнение о городе и на примерах разбирает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Если начинать издалека, то я точно могу назвать себя человеком, которого волнует внешний облик города. Более того, моя работа заключается в том числе в формировании этого облика. Давайте пофантазируем и сравним город с человеком. С обычным, простым, работающим человеком, который изо дня в день сталкивается с рутиной повседневности, трудностями, решениями. Как мы обычно переживаем будничную скуку? Что предпринимаем и как разбавляем быт? Мы стараемся внести в жизнь разнообразие, добавить в нее яркие пятна и необычные решения, чтобы наш день стал незабываемым.
Так же и с городом: то, что влияет на его облик и есть яркие пятна, которые делают город живым, запоминающимся, со своей неповторимой айдентикой.
Моя задача - разрабатывать и влиять на одно из таких «ярких пятен» - витрины - крошечную составляющую облика, которая на самом деле формирует лицо городских улиц.
Безусловно, основная функция витрины - дополнительная реклама бренда и его продукта. Но она не просто может, а должна нести больший смысл и пользу.
По большому счету, витрина имеет сразу три основные функции.
- рекламировать определенный продукт
- оказывать психологическое влияние на прохожего или потенциального клиента и задавать определенное настроение от прогулки
- формировать облик улицы или города в целом.
Так что влияние витрины на город определенно есть и недооценивать его нельзя. С этим разобрались.
Другой вопрос - всегда ли она положительно влияет на общее восприятие?
Это уже зависит от двух людей: заказчика и исполнителя, то есть дизайнера.
В первую очередь витрина должна быть яркой и привлекательной. Под яркостью подразумевается многое: идея, материалы, композиция, ассоциации, масштаб и форма.
Увы, исходя из моего личного опыта работы, зачастую заказчик не готов к ярким смелым решениям и экспериментам. Сегодня в работе с заказчиком еще присутствует некая шаблонность. Многие решения выглядят, как под копирку.
Говоря образно, отличается только размер и название шрифта. Это одна из сложностей, с которой можно столкнуться в процессе работы. А между тем, витрина способна создать одновременно как контраст, так и баланс в повседневной жизни, грамотно вписываясь в окружающий контекст.
Разберем пример из лично увиденного мною, когда витрина повлияла на мое общее впечатление о городе.
Витрины из двух разных туристических городов, расположены в старых исторических районах - достопримечательностях.
Витрина в городе Котор, в местном ювелирном магазине.
При оформлении не просто учли исторический контекст, но и взяли его за основу идеи.
Витрина в городе Будва, местный магазин одежды.
Тут отсутствует, пожалуй, все хорошее, что способно нести в себе коммерческое оформление. Ни идеи, ни композиции. Присутствие торгового оборудования в виде манекенов, заполняющих все пространство витрины и акционного носителя в виде листочков А4 с крупным текстом.
Два разных города, исторически внешне похожих друг на друга, с разными решениями в оформлении витрин. И как результат - два разных мнения о городах.
Разумеется, это не единственные примеры, которые составили моё впечатление. Это скорее среднестатистические витрины этих городов.В первом случае контекст помог оформлению, а оформление вписалось в контекст. Во втором случае контекст был проигнорирован и в результате витрина испортила общий вид исторической застройки.
Оформляя витрины очень важно видеть результат не просто фрагментом, а в общей картине городского пейзажа.