В наших фондах хранятся открытки В. Беликова, с помощью которых мы имеем возможность представить, как выглядел Клин в 19 в. Интересны снимки клинского железнодорожного вокзала. Всмотримся в них внимательнее и пошагаем вместе по страницам истории.
Вокзал в Клину строился с 1844 по 1951 гг.
Это кирпичное оштукатуренное здание длиной 115 м в один этаж, с надстройкой над средней частью и округлыми торцовыми фасадами, перроны на вокзале крытые, с чугунными стойками, ранее перекрытия поддерживались ажурными кронштейнами.
В единообразной обработке станции использован основной мотив конечных железнодорожных вокзалов - крупные арочные ниши, охватывающие парные окна.
Внутренняя организация здания удобна и проста.
Планировка здания включала в себя царскую часовню - это круглый зал в одном из торцов здания. Были залы ожидания 1-го и 3-го классов, кассы, багажное и телеграфное отделения, буфет. В фондах краеведческого музея сохранилась фотография железнодорожного буфета нач. 20в.
Одновременно с вокзалом проектировались и другие служебные здания, в том числе паровозное депо. Располагалось оно обычно на станциях внеклассных и станциях 1-го и 2-го классов.
Депо было круглым, с внешним диаметром 64 м. Внутри депо устраивались поворотные круги. Центральная часть депо была покрыта куполом со световым фонарем наверху. Это было здание для обслуживания и ремонта паровозов. Во время войны сооружение было сильно разрушено. Сохранившаяся часть приспособлена под мастерские и складские помещения.
Железнодорожное училище. Постройка 1890 г. по проекту архитектора К.А. Тона. Остались руины центральной части здания в районе ж/д станции.
Железнодорожная школа. Постройка 1939 года. В ней учился летчик - космонавт Герой Советского Союза Ю.П. Артюхин. Сегодня это коррекционная школа ул. Трудовая, 18.
Через пути был крытый переход, обшитый по бокам тесом, с окнами и кровлей по всей длине, он соединял платформы с привокзальной площадью. На ней местные извозчики ожидали прибытия очередного поезда и спешащих пассажиров. Уставшим путешественниками оставалось только выбирать соответствующий экипаж по своему вкусу в зависимости от кошелька. Пассажиры скромнее обходились открытыми тарантасами, запряженными одной лошаденкой. Закрытый же верх коляски с тройкой лихих коней предпочитал более солидный люд. Таким путешественникам и дождь не помеха. Из вагона они сразу же попадали на закрытую платформу, далее - крытый мост и их уже ожидала пролетка с кожаным верхом.
Привокзальная площадь Клина во времена Чайковского и Менделеева выглядела намного скромнее, чем сейчас. До 70-х годов 20 века стояла около железнодорожного моста, вплотную к путевой насыпи, скромная часовенка, которую снесли из-за того, что она якобы мешала проходу пассажиров.
Это Богородицкая часовня, которая была построена в 1866 году настоятелем Троицкого собора протоиереем Сергием Модестовым (ширина - 4,3м, длина - 2,2 м., высота - 2,3 м. Часовня была выкрашена клеевой краской в желтый цвет и покрыта железом, выкрашенным зеленой масляной краской. Снаружи и внутри оштукатурена. Имела два окна, подоконники из белого камня, дверь и иконостас длиной - 3,5 м, высотой - 2,1 м. Часовня (как и Иверская на Советской площади) была посвящена чудесному избавлению императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности при покушении на него в апреле 1866 г. террориста Каракозова. Приписана она была к Троицкому собору. В 1885 году в нее перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы, именуемый Клинским. До этого икона находилась в зале ожидания вокзала. История появления клинской иконы весьма загадочна. Существует предание, что она была написана за одну ночь неизвестным художником в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину накануне того дня, когда российскому императору угрожала смертельная опасность. Первоначально образ находился в зале ожидания вокзала в большом киоте, и перед ним горела неугасаемая лампада. В 1885 году икону перенесли в Богородицкую часовню. Часовня была закрыта в 1928 или 1930 гг. Клинскую икону удалось спасти, ее перенесли в Скорбященский храм, где она и находится в настоящее время. Здание часовни было разрушено в 1979 году.
По правую руку от выхода с моста стоял одноэтажный кирпичный дом, крытый двускатной крышей, - это была железнодорожная казарма, где жили рабочие - путейцы. Этот исторический дом, к несчастью, не сохранился.
Здесь на привокзальной площади располагался и железнодорожный сад. В хорошую погоду путешествующим можно было не спешить и при случае отдохнуть в этом саду, который очень любили горожане. Здесь звучала музыка духового оркестра. Тут же работал и местный буфет, где можно было отдохнуть за столиком.