Когда в прошлом месяце Индия закрыла и приостановила весь транспорт для сдерживания распространения коронавируса, небо над ее загрязненными городами быстро стало голубым, а воздух необычайно свежим.
Когда загрязнение воздуха резко упало до уровня, невиданного в живой памяти, люди поделились фотографиями безупречного неба и даже гималайских пиков из городов, где вид был затуманен туманом на протяжении десятилетий.
В одной группе по обмену социальными сообщениями житель столицы Дели, которая регулярно записывает некоторые из самых грязных событий в мире, праздновал "альпийскую погоду " города. Политик и писатель Шаши Тхарур писал, что «блаженное зрелище голубого неба и радость от дыхания чистым воздухом создают контраст, чтобы проиллюстрировать то, что мы делаем с собой в остальное время».
Менее шести месяцев назад Дели задыхался. Власти заявили, что качество воздуха достигло «невыносимого уровня». Школы были закрыты, рейсы были отклонены, и людей просили носить маски, избегать загрязненных территорий и держать двери и окна закрытыми.
Дели и 13 других индийских городов входят в список 20 самых загрязненных в мире. По оценкам, более миллиона индейцев умирают каждый год из-за заболеваний, связанных с загрязнением воздуха. Промышленный дым, автомобильные выбросы, сжигание мусора и растительных остатков, а также строительная и дорожная пыль вносят основной вклад.
В то время как городские индейцы смотрели в небо и дышали чистым воздухом в своих домах, исследователи стали искать данные о том, как запрет на шлифовку - теперь продленный до 3 мая - влияет на загрязнение воздуха по всей стране.
«Это была беспрецедентная возможность для нас внимательно взглянуть на то, как уровни загрязнения воздуха отразились на необычайном развитии событий», - сказала мне Сарат Гуттикунда, возглавляющая Urban Emissions, независимую исследовательскую группу, которая предоставляет прогнозы качества воздуха.
Федеральные органы по контролю загрязнения быстро сообщили о значительном улучшении уровня качества воздуха в 85 городах.
Д-р Гуттикунда и его команда исследователей изучили данные, полученные с более чем 100 станций мониторинга качества воздуха по всей Индии. Они решили сконцентрироваться на столице Дели и ее пригородах - крупномасштабном поселении под названием «регион национальной столицы», где проживает более 20 миллионов человек. Прошлой зимой загрязнение воздуха здесь превысило безопасный предел Всемирной организации здравоохранения более чем в 20 раз.
Самой смертельной частицей в грязном воздухе Дели является крошечный, но смертельно опасный PM 2.5, который увеличивает вероятность респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Они в основном происходят от сгорания - пожаров, автомобилей и электростанций.
Городские выбросы показали, что уровень PM 2,5 в Дели во время блокировки упал до 20 микрограммов на кубический метр со средним значением за 20 дней 35.
Чтобы поместить это в контекст, в период с 2017 по 2019 год среднемесячный PM 2,5 в столице был в четыре раза выше. (Национальный стандарт установлен на уровне 40, а среднегодовое значение ВОЗ составляет всего 10 микрограммов на кубический метр.)
«Если 35 - это средний самый низкий из доступных PM2,5 с ограниченными локальными выбросами, это означает, что по крайней мере 70% загрязнения генерируется локально», - сказал г-н Гуттикунда.
Его исследование также выявило заметное падение уровня PM 10, вызванное, в основном, дорожной и строительной пылью, а также диоксидом азота, источником которого являются автомобильные выбросы, и почти 90% транспортных средств находятся вне дороги.
«Нынешний кризис показал нам, что чистое небо и воздух для дыхания могут быть достигнуты очень быстро, если будут приняты конкретные меры по сокращению сжигания ископаемого топлива», - говорит Сунил Дахия из Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, который также был отслеживание уровня загрязнения воздуха во время блокировки .
Но изменится ли это быстрое изменение? В конце концов, паника и возмущение городских индейцев и средств массовой информации во время смертельного зимнего загрязнения каждый год скоро теряются в тумане летней жары и опасениях по поводу муссонных дождей и засух.
«У нас пока нет демократического спроса на чистый воздух», - сказал мне Арунабха Гош, исполнительный директор Совета по энергетике, окружающей среде и воде, ведущего аналитического центра по климату. Приказы об очистке воздуха почти всегда поступали от судов в ответ на просьбы НПО.
Тем не менее, д-р Гош по-прежнему надеется, что «опыт голубого неба и свежего воздуха может стать стимулом для создания демократического спроса на чистый воздух в Индии».
Кризисы часто провоцируют изменения, меняющие жизнь. Фатальный четыре дня «гороховый Souper» , охвативший Лондон в 1952 году и убили тысячи спровоцировали принятие закона о чистом воздухе , чтобы уменьшить использование дымного топлива.
Китай несколько раз пытался очистить свой воздух, прежде чем принимать главные международные мероприятия - такие, как Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, Всемирную выставку в Шанхае и Азиатские игры в Гуанчжоу в 2010 году - прежде чем вернуться к серому дымному небу.
Но многие считают, что встреча Apec 2014 года в Пекине, когда в Китае приняли 21 главу стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стала переломным моментом. Редкие голубые небеса над Пекином породили фразу «Голубой апек ». В стремлении очистить свой воздух Китай ввел комплекс далеко идущих мер. В течение следующих четырех лет это привело к 32-процентному снижению среднего уровня загрязнения в крупных городах Китая.
Так может ли запрет на распространение пандемии, который поставил под угрозу здоровье и средства к существованию миллионов, вызвать аналогичные изменения в политике для очистки воздуха в Индии?
Может ли это перейти к сокращению дорожного движения за счет того, что люди должны работать из дома посменно, поскольку миллионы людей впервые за много лет испытали чистый воздух? (Столкнувшись с нехваткой энергии после потери атомной электростанции в Фукусиме, Япония начала кампанию Cool Biz по сокращению кондиционирования воздуха на рабочих местах и сокращению выбросов углекислого газа, попросив офисных работников отказаться от своих костюмов.)
Или Индия может использовать часть денег от неизбежного стимула, чтобы помочь начать экономику, чтобы помочь зеленым отраслям промышленности? По словам экспертов, возобновляемые источники энергии создают больше рабочих мест, чем уголь: Индия уже создала около 100 000 рабочих мест в компаниях, занимающихся солнечной и ветровой энергией.
Может ли страна использовать непредвиденные доходы, получаемые в результате резкого снижения цен на нефть - большая часть индийской нефти импортируется, - чтобы предоставить скидки загрязняющим фабрикам для установки столь необходимого оборудования для контроля выбросов?
«Мы должны извлечь уроки, чтобы начать восстановление экономики после пандемии. Нам нужны рост, рабочие места и устойчивое развитие», - говорит д-р Гош. Очистка воздуха может быть ключом. Слишком долго Индия - и индийцы - игнорировали свое право дышать спокойно.
Более того, если Китай может сократить загрязнение воздуха на 32% за четыре с половиной года, то почему Индия не может взять на себя обязательство сократить загрязнение воздуха на 80% в 80 городах к 2027 году, в нашу 80-ю годовщину Независимости? спрашивает доктор Гош.
Подпишитесь на наш канал, что бы быть в курсе всех важных новостей.