Победа в мае 45-го, вряд ли состоялся бы, если бы Красная, а позже – Советская Армия не была экипирована той передовой и такой нужной для Победы техникой, без которой был бы немыслим подвиг советских воинов – танкистов, летчиков, артиллеристов. Об этом мы расскажем в этом материале. Итак, продолжим.
Истребитель «Чайка»
Именно «Чайки» – истребители И-153 – были массово задействованы в первые дни войны. Наряду с другим самолетом конструкции Николая Поликарпова – И-16, «Чайки» составляли основу истребительной авиации ВВС РККА. В составе авиации Краснознаменного Балтийского, Северного и Черноморского флотов находилось около 350 таких самолетов, но больше всего «Чаек» – 4226 – имелось на вооружении в западных округах, на которые и пришелся первый удар гитлеровцев. Истребители И-153 использовались и в летных школах, частях внутренних военных округов и на Дальнем Востоке. Большинству этих машин с течением времени также пришлось принять участие в боевых действиях.
Авиаторов, проявивших мужество и отдавших свои жизни за Родину, в дни войны было ничуть не меньше, чем танкистов – всем известны имена Покрышкина, Кожедуба, Гастелло, Гулаева, Попкова, Маресьева. Защищавшие западные рубежи Отечества летчики 122-го и 127-го летных полков, летавшие на «Чайках», в небе над Черленой, Мостами и Гродно уничтожили 7 фашистских самолетов, потеряв 4, до наступления сумерек было сбито еще 35 фашистских самолетов. Командир эскадрильи 127-го ап лейтенант Жуковский в течение дня в 9 воздушных боях в одиночку сбил 4 неприятельские машины, а «замкомэска» Артемов в 9 вылетах – 3 вражеских самолета. Их боевой товарищ «замкомэска» Данилов вступил в бой с девятью Bf 110, два из которых сбил, а третий, расстреляв все патроны, таранил своей «Чайкой». Несмотря на героические сопротивление, потери советской авиации в первые дни войны были огромными: ВВС Западного округа потеряли более 700 самолетов, в числе которых и «Чайки», большая часть из которых были уничтожены на земле, так и не успев подняться в воздух.