Найти тему

Положение женщин в поздней античности: Изучение социально-политического климата, социокультурных ценностей и гендерных ролей

Часть 3

Хотя отношение к Константину Зосимом, возможно, и не самое приятное, этот отрывок важен для понимания того, как относились к женщине. Нужно задаться вопросом, было ли упущение Зосимом Елены из своих сочинений преднамеренным. Чтобы опровергнуть аргумент о том, что Зосим не знал о власти Елены, можно утверждать, что при жизни Зосима титул «Новая Елена» был честью, которой Августа Пулькерия удостоилась. Поэтому было бы весьма маловероятно, чтобы Зосим не знал о значении Елены. В качестве альтернативы можно было бы утверждать, что Елена не имеет отношения к рассказу Зосима, но в лучшем случае это было бы спекулятивным притязанием. Будучи в прошлом адвокатом имперских финансов в Константинополе, одно из его критических замечаний в адрес Константина касалось его денежно-кредитной политики. Поэтому следует отметить, что Зосим активно исключал Елену из своего рассказа, с тем чтобы проявить сочувствие Елене. Зосиме не имеет смысла порочно подходить к правлению Константина, только для того, чтобы придать позитивный характер другой фигуре, обладающей значительной властью в его режиме. Таким образом, Зосим, скорее всего, опустил роль Елены во власти, чтобы отнестись к ней несколько сочувственно.

Теперь, когда установлено, что Зосим симпатизировал Елене, следует рассмотреть вопрос о том, как ее изображают. Елену считают эмоционально слабой и доверчивой фигурой. Установление того, что Зосим, скорее всего, в полной мере осознавал могущественную роль Елены, придает этому отрывку большую корреляцию с представлениями о женщинах, а также может служить аргументом в пользу того, почему Зосим оказал Елене больше сочувствия. Не забывая о том, что аудитория — это мужчины, его изображение Елены, скорее всего, отражает более широко распространенное мнение о том, что женщины одновременно эмоциональны и уступают мужчинам. Кроме того, статус Елены как женщины сам по себе может объяснить отношение Зосима. Поскольку считалось, что они слабее мужчин, из этого следует, что женщины нуждаются в защите как еще один способ для мужчин заявить о своем превосходстве. Логично предположить, что Зосим решил защитить Елену и ее честь, а не демонизировать ее, как это делает Константин, отражая ценность защиты женщин.
Тем не менее интересно сравнить отношение Зосима к Елене с отношением Прекопия и Феодоры в его «Тайной истории». Первоначально представленная как подлинная история, когда она была обнаружена, Прекопий изображает Феодору мстительной прелюбодейкой, заходя так далеко, чтобы сказать, что «народ стал сообществом рабов, а Феодора — рабовладельцем». Здесь Прекопий иллюстрирует, насколько уместной была девственность и целомудрие или их отсутствие для идентичности женщины. Несмотря на то, что точность изображения Феодоры в его Тайной Истории была предметом острых споров, это все же важная работа, тем не менее, чтобы проиллюстрировать позднеримское отношение к отношениям между женственностью и властью. Прекопий использует отсутствие целомудрия, которым обладает Феодора, как оправдание мстительных действий, показывая, что римляне, вероятно, приравнивали отсутствие целомудрия к слабому характеру. Поскольку Секретная история Прекопия не была опубликована при его жизни и, судя по всему, не собирается этого делать, это также может объяснить изображение Елены Зосимом. Возможно, лучше было бы оставить ее в стороне полностью, чем точно указать ее могущественную роль, поскольку она, возможно, по своей природе поддалась негативному изображению. Это также подчеркивает традиционную ценность необходимости защищать женщин, независимо от оснований. Зосим, очевидно, посчитал, что некоторые из них должны сочувствовать Елене, в связи с чем он должен изображать ее как менее влиятельную, с тем чтобы не критиковать ее.

Также можно увидеть эти понятия неполноценности, представленные в церковных писаниях. Это присутствует, так как епископ IV века Амброуз использует термин «женщина» в отличие от термина «девственница» при истолковании притчи, он пишет:

«Женщина, сказали они». Речь идет не о том, чтобы определить ее пол, а о том, чтобы упрекнуть ее за колебания».

Продолжение следует.

Часть4