Найти тему
Мода в книгах

Где так вольно, смирно и кругом: шикарные наряды в фильме "Цирк"

Этот блог посвящен одежде наших любимых литературных и киногероев, и сегодня рассмотрим мелкие подробности платьев середины 1930-х годов в фильме "Цирк" (1936).

Помимо двух главных героинь - Мэрион и Раечки, которые действительно одеты очень интересно - в кадре мелькают нарядные статистки, например, среди публики в зале.

Сценических платьев у Мэрион два: золотое в начале и сиреневое в конце. Золотое производит впечатление шика и гламура, а сиреневое - впечатление легкости. Головной убор с перьями подчеркивает сугубо сценическую функцию первого наряда Мэрион.

Платье из плотного шелка украшено пайетками на лифе и ассиметричной деталью у пояса.
Платье из плотного шелка украшено пайетками на лифе и ассиметричной деталью у пояса.

Сиреневое платье сшито из полупрозрачного шелка: в некоторых ракурсах он просвечивает, усиливая впечатление легкости. Учитывая контекст сцены (Марион окружена гимнастками в трико телесного цвета, выполняющими физкультурные упражнения), легкость платья получает отсылку к античной теме, которая в очередной раз прозвучала в 1930-х годах.

Очень широкое, очень легкое, это платье украшено кокеткой из оборок на лифе. Такой декор, кстати, тоже можно найти на обычных вечерних платьях, имеющих голливудские корни.
Очень широкое, очень легкое, это платье украшено кокеткой из оборок на лифе. Такой декор, кстати, тоже можно найти на обычных вечерних платьях, имеющих голливудские корни.

Модельер Мадлен Вионне черпала вдохновение в античных стилизациях. Она ввела в моду косой крой, позволявший использовать все преимущества драпировок.

Иллюстрация из Vogue, 1931
Иллюстрация из Vogue, 1931

Итак, судя по динамике сценических нарядов и характеру номеров, Мэрион как артистка движется от пафосно-гламурного образа к более расслабленному и естественному.

Воплощение спортивности - в почти античном наряде.
Воплощение спортивности - в почти античном наряде.

Как известно из фильма, у Мэрион просто гора красивой модной одежды. У нее есть меха (как минимум две горжетки и накидка из лисы), в гардеробе преобладают вещи из шелковых тканей.

Дважды она появляется в платьях сиреневого цвета. В первый раз мягкий шелк и абстрактный узор подчеркивают умиротворенное настроение, охватившее ее в момент общения с возлюбленным.

Это не вечерний, а дневной вариант платья - длина выдает. Как было модно в середине 1930-х, платье плотно прилегает в талии, подчеркивает бёдра, а потом ниспадает до середины голени, постепенно расклешаясь.
Это не вечерний, а дневной вариант платья - длина выдает. Как было модно в середине 1930-х, платье плотно прилегает в талии, подчеркивает бёдра, а потом ниспадает до середины голени, постепенно расклешаясь.
Рукава этого платья - до локтя, присобранные у плеча в складки: очень и очень распространенный фасон для своего времени. Обратите внимание на принт ткани.
Рукава этого платья - до локтя, присобранные у плеча в складки: очень и очень распространенный фасон для своего времени. Обратите внимание на принт ткани.

Во второй раз сиреневое вечернее платье с закрытым воротником из более плотной материи подчеркивает отчужденность героини в момент общения с антрепренером.

Мэрион заметно напряжена, и лиф с цельноскроенными рукавами подчеркивает силу и решимость, с которой она сжимает руки. Защипы на рукавах (как в предыдущем платье) испортили бы общую картину.
Мэрион заметно напряжена, и лиф с цельноскроенными рукавами подчеркивает силу и решимость, с которой она сжимает руки. Защипы на рукавах (как в предыдущем платье) испортили бы общую картину.

Платье очень закрытое. Ни сантиметра открытого тела! Героиня в нем, как в броне.

Обратите внимание на пуговки. Они не декоративные - они действительно застегиваются и расстегиваются, когда надо снять платье.
Обратите внимание на пуговки. Они не декоративные - они действительно застегиваются и расстегиваются, когда надо снять платье.

Платье отлично подчеркивает формы тела (а в середине 1930-х годов именно этого требовала мода), оно отрезное по талии, плюс здесь появляется вторая горизонтальная линия - назовем ее условно линией бёдер.

Юбка платья спереди имитирует кокетку. Сзади такого элемента нет.
Юбка платья спереди имитирует кокетку. Сзади такого элемента нет.

Ничего необычного: такие модели тоже шили. И в 1940-х тоже. Такое ощущение, что актриса подобрала платье с такой деталью специально, чтоб подчеркнуть сложенные на поясе руки. А именно в такой позе она проводит много времени в ходе данной сцены. Не будь этой второй горизонтальной линии - картинка была бы не столь выразительной; сложенные руки скрыли бы талию, а больше взгляду зацепиться было бы не за что. Помните, фильм-то изначально был черно-белый, это сейчас цвет позволяет нам сконцентрироваться на мелочах.

Очень интересное платье носит Раечка, когда идет в ресторан гостиницы "Москва". Это, конечно, дневной вариант, но на его примере видно, как интересно и филигранно могут быть сделаны дневные наряды 1930-х годов.

Пункт номер один: бант из контрастной к цвету платья ткани, сочетающийся  с цветом шляпки. Шляпки такие можно было сделать и самостоятельно: в журналах довоенного времени приводятся схемы вязания. Модель дожила аж до 1950-х годов.
Пункт номер один: бант из контрастной к цвету платья ткани, сочетающийся с цветом шляпки. Шляпки такие можно было сделать и самостоятельно: в журналах довоенного времени приводятся схемы вязания. Модель дожила аж до 1950-х годов.
Пункт номер два - разрезы на рукавах. Пункт номер три - имитация плащика-ротонды.
Пункт номер два - разрезы на рукавах. Пункт номер три - имитация плащика-ротонды.
Пролистните к фото 1 и вы увидите, что на плече видны кночоки. Вероятно, ротонда как раз на них и пристегнута. Возможно, что там же расстегивается и горловина, чтоб облегчить надевание платья.
Пролистните к фото 1 и вы увидите, что на плече видны кночоки. Вероятно, ротонда как раз на них и пристегнута. Возможно, что там же расстегивается и горловина, чтоб облегчить надевание платья.

Дневные платья Мэрион тоже до середины голени. Если Раечка в ресторане одета уж очень романтично, то для рабочего визита на репетицию полета Мартынова Мэрион выбирает летнее пальто прямого кроя (ниже дам ссылку на подобную модель в Vogue) и нежное платье с мелкими оборками.

Дневное платье, летом носится с летним пальто.
Дневное платье, летом носится с летним пальто.

А вот еще один кадр. Назову его "Гимн вязанию". Да, в это время вязали не только перчатки, сумочки и блузки, но и шляпки. Пройдет 5 лет, и в журналах по вязанию появятся схемы вязания туфель.

Вот она, перчатка с раструбом!  Ниже ссылка на историю перчаток.
Вот она, перчатка с раструбом! Ниже ссылка на историю перчаток.

Еще один наряд Мэрион носит не она сама, а Раечка, когда помогает ей избежать отъезда из Москвы. Обратите внимание, что пока девушка "играет в Мэрион", она носит костюм полностью. Когда же она становится обратно собой и объясняется с женихом, она оставляет лишь те детали костюма, которые подходят ей по амплуа.

Платье очень в стиле самой Мэрион - такие рукава мы у нее уже видели. Обратите внимание на отвороты рукавов. Но Раечка не может же без горошков! И они так ей идут!
Платье очень в стиле самой Мэрион - такие рукава мы у нее уже видели. Обратите внимание на отвороты рукавов. Но Раечка не может же без горошков! И они так ей идут!
То, что это наряд драматика Мэрион, а не романтика Раечки, подчеркивают высокие перчатки, шляпка с густой вуалью, плащ. Потом Рая всё это снимет.
То, что это наряд драматика Мэрион, а не романтика Раечки, подчеркивают высокие перчатки, шляпка с густой вуалью, плащ. Потом Рая всё это снимет.

Не так интересен деловой костюм Раи, когда она приходит разобраться с Мэрион из-за подложного письма, а в результате отдает ей этот костюм. Плотный жакет, талия решительно подчеркнута ремнем, внизу - бежевая юбка и вышитая простенькая блузочка.

Раечка во всеоружии: пришла воевать. И перчатки, из которых она снимает только одну - чтоб постучать, и черный клатч, и ремень.
Раечка во всеоружии: пришла воевать. И перчатки, из которых она снимает только одну - чтоб постучать, и черный клатч, и ремень.

Кстати, в этой простенькой блузочке Мэрион вслух признается в любви к Мартынову. И мы сразу понимаем, что шаг сделан, Мэрион теперь "наша".

Мэрион собирается покидать Москву, пакует вещи, сидит в домашней пижаме. Домашняя пижама в 1930-е уже отличается от той, в котрой спят или приводят себя в порядок после сна. В такой разрешено принимать неофициальных гостей.
Мэрион собирается покидать Москву, пакует вещи, сидит в домашней пижаме. Домашняя пижама в 1930-е уже отличается от той, в котрой спят или приводят себя в порядок после сна. В такой разрешено принимать неофициальных гостей.

Судя по всему, развязка сюжета попадает на осень. Сцена перед цирком.

Девушка носит темно-зеленое приталенное пальто по моде.
Девушка носит темно-зеленое приталенное пальто по моде.

А вот зрительницы явно надели самое лучшее на представление. Но не у всех лучшее оказалось по сезону.

Дама, умеющая одеваться. Пришла в осеннем костюме.
Дама, умеющая одеваться. Пришла в осеннем костюме.

Другие выбирали просто летние платья

-21

Очень хороша блузка дамы, поющей колыбельную мальчику. Обратите внимание на принт!

При увеличении видно, принт чуть ли не космический!
При увеличении видно, принт чуть ли не космический!

И еще один кадр. Зрительницы встали, возмущенные задержкой представления.

Розовый костюм, шляпка. Маленьких шляпок вообще на зрительницам много. А еще есть шали.
Розовый костюм, шляпка. Маленьких шляпок вообще на зрительницам много. А еще есть шали.

Теперь ссылки

О шляпках Раечки + прототипы из журнала со схемами вязания 1935

О летних пальто середины 1930-х можно еще почитать здесь.

О перчатках и сумочках, и как вообще подбирали аксессуары - тут.

История перчаток, от чего они защищали?

Подписывайтесь, пожалуйста, на канал "Мода в книгах", я пишу об истории костюма. Комментарии не читаю, писать их не надо. Спасибо!