Часть 1
Статус женщин и их роль в поздней античности были предметом изучения историков. Это особенно трудное исследование для достижения определенной степени уверенности из-за предвзятости, присутствующей в исторических свидетельствах. В данной работе исследуется положение женщин в поздней античности, как оно было определено в IV - конце VI вв., путем изучения сложного социально-политического контекста, ценностей поздней Римской империи, как это видно из письменных работ, и ролей в различных сферах, которые женщины занимали вместе. В этом исследовании не ставится задача оценить выдающееся положение женщин в поздней античности; этот факт достаточно сложен для того, чтобы установить его наверняка. Скорее, это исследование направлено на оценку того, как социально-политический порядок и ценности соотносились с различными статусами, которыми занимались женщины в позднеримской империи.
Для полного понимания самобытности и статуса женщин в поздней античности необходимо сначала исследовать социально-политический контекст поздней античности, из которого складывались отношения и поведение. Это важно для того, чтобы установить хорошую отправную точку, которая послужила бы путеводной звездой для оставшейся части настоящего исследования. Поэтому необходимо рассмотреть важную роль императора Константина как лидера, а затем и как фигуры, направляющей ход развития общества. Отсюда понимание противоречивых взглядов язычников с взглядами христианских императоров в поздней античности играет императивную роль в понимании проблем изучения любой социальной истории в период поздней Римской империи. Хотя общеизвестно, что политические условия поздней Римской империи были довольно сложными и бурными, необходимо исследовать реальные масштабы воздействия падения Западной империи на римлян.
Социально-политический ландшафт поздней античности лучше всего можно охарактеризовать как разнообразный. Начиная с императора Константина в IV веке, наблюдается возрождение прежней стабильности Римской империи наряду с христианизацией империи. Можно утверждать, что административные реформы Константина, такие как временное возвращение к династической преемственности и экономические кризисы, поддерживали расцвет империи после бурного III века. Христианизация империи Константином станет императивом в изучении ценностей поздней Римской империи. Единственный сохранившийся неклерикальный материал о жизни Константина можно найти в трудах языческого Праксагора в Библиотеке Фотия, написавшего о Константине положительно, несмотря на то, что христианский император был отмечен как «язычник». Однако изображение Константина в более поздних первоисточниках символизирует разнообразие и беспорядок эпохи после его смерти, последовавшей за правлением Юлиана Отступника.
Реформы Юлиана и возвращение к язычеству имели мало долговременного воздействия, но согласно его работ, осуждающих правление Константина и христианство как социальный институт, можно утверждать, что они существенно повлияют на взгляды граждан на христианство на долгие годы. Его воздействия было достаточно, чтобы поставить под сомнение действительность христианства как института, а конфликт язычества и христианства, вероятно, окажется спорным на протяжении всей поздней античности. Эффект от усилий Юлиана впервые можно увидеть в «Хронике Евнапия», написанной в начале V века, поскольку она крайне критично относится к Константину, отмечает патриарх Фотий:
«Он клевещет и оскорбляет во всех смыслах и без ограничений всех, кто украшал империю своим благочестием, особенно Константина Великого».
Тогда мы видим долгосрочное воздействие в трудах Зосима, жившего в начале VI века после разбора христианских императоров, но все же внимательно изучающего царствование благочестивых христианских лидеров Константина и Феодосия в своем труде «Новая история». Зосим изображает каждого из них виновным в окончательном падении объединенной Римской империи; Константина за продвижение христианства и Феодосия за «благосклонность» варваров. Конфликт между язычеством и христианством, по-видимому, был длительным, как пишут, и может быть единственным длительным воздействием царствования Юлиана.