Мне, человеку заставшему развитие коммерческих рынков в России, большинство товаров на которые поставлялись (и поставляются) из Китая, было интересно увидеть на выставке китайского текстильного искусства в США уникальные носильные вещи и предметы быта ручной работы китаянок.
Мы привыкли видеть яркие, блестящие, украшенные вышивками золотистых драконов, китайские халаты на прилавках магазинов и рынков по доступной цене. Такой халат очень легко накинуть на плечи и, завязав поясок, расслабиться после трудового дня. Однако, настоящий халат "жены дракона", который был на выставке, совсем не напоминал удобную домашнюю одежду.
Этот халат одевается через голову, не имеет запа'ха и по ширине и толщине материала, скорее, сойдет за лоскутное одеяло. Он и сшит вручную так, как шьют обычные лоскутные одеяла: из кусочков тканей, нашитых на черный фон (техники: лоскутное шитье (пэчворк) и аппликация). Цветовая гамма подобрана безупречно и радует глаз.
У этой одежды есть история: такой халат женщина народности И (Yi) надевала после смерти пожилого родственника и такая одежда считалась траурной. Также, носить такой халат можно было пожилой представительнице народности И (Yi) если другие люди считали, что она обладает целительной энергией.
Другая интересная деталь туалета китаянок - это дуду (DuDou) (другое название - "фартук для живота" - Belly Apron). Задолго до того, как западные модельеры представили миру "халтер топ" в ХХ веке (летняя женская одежда состоящая из куска ткани, прикрывающего переднюю верхнюю часть тела, и завязок на шее и спине (спина открытая)), китайские женщины веками носили дуду под верхней одеждой.
Дело в том, что китайским мужчинам не нравились пышные бюсты женщин - они считали их слишком вызывающими и соблазнительными. Поэтому китаянки старались "сгладить" выпуклости накрывая грудь плотной тканью под верхней одеждой. Ткань украшалась ручной вышивкой. Кстати, на "фартуках для живота", представленных на выставке, нет завязок, но именно они показывали статус женщины: например, завязки из золота на дуду могли позволить себе женщины из очень обеспеченных семей.
С падением последнего китайского императора в начале 20-го века в стране произошли изменения, которые затронули даже такую интимную область как женское белье - китаянки больше не носили дуду, а переняли западную моду и, со временем, стали носить современные бюстгальтеры.
"Фартуки для живота" шьют в Китае и в наше время, только в массе своей они создаются из той же яркой дешевой синтетической ткани и украшаются незамысловатой машинной вышивкой, как и халаты с золотистыми драконами. Носят дуду и как белье и как летнюю одежду.
Женщины Китая украшали изящной ручной вышивкой и аппликацией детские вещи. Изображения на детской одежде не только привлекали внимание красотой, но также, согласно традициям, охраняли малышей. Например, часто можно увидеть петушка на детских лоскутных одеялах и одежде: петушок, по китайским преданиям, отпугивает злых духов.
Мне было интересно узнать, что китайские мамы называют своих деток "лягушатами" -"ва" (wa). Лягушки (жабы) в китайском искусстве и народном фольклоре, помимо других обозначений, символизируют не только желание и возможность иметь детей, но и самого ребенка. Может быть, поэтому шапочка на моей фотографии с выставки немножко напоминает голову лягушки?
Ну и последняя вещица с выставки, заслуживающая внимания - это "карман для игольных ниток" (Zhen Xian Bao). Положить туда можно не только нитки и иголки, но также выкройки, пуговки и прочие, необходимые для шитья вещи. Карман складывается как книжка (папка) и затягивается лентой.
Сделан такой карман из сложенной бумаги (по виду напоминает оригами), и украшен каллиграфией и рисунками.
Об этом кармане неизвестным китайским автором в 1960-е годы даже была написана детская песенка которая называлась "Швейный набор - семейная драгоценность". В ней пелось о длительном походе Красной китайской армии в 30-е годы прошлого века, как необходим был набор для починки одежды во время похода и как важно его беречь в наши дни.
Согласитесь, что современные швейные наборы в безликих пластиковых коробочках легко заменяемы и, вообще, мало кто ими пользуется, так что вряд ли кто-то оценит их важность настолько, что напишет о них песню в наши дни.
Это касается не только швейных наборов, но и самого искусства кропотливой работы по украшению повседневной одежды и предметов быта. С развитием текстильной промышленности и массового пошива одежды, увидеть уникальные вещи ручной работы можно в музеях .