Знаете ли вы, в каких краях нужно искать легендарный Китеж-град? Когда центральную Волгу можно было перейти вброд? И, наконец, какой город утопили ради освещения ваших улиц? Расскажу в этой заметке, а заодно расскажу, куда вы точно поедете летом на пару выходных! В путь!
Метеоры наших рек
Суда на подводных крыльях Метеор - однозначно самые красивые и футуристично выглядящие суда на всём речном флоте! Когда Метеор причаливает к какой-нибудь глухой деревеньке в тайге на берегу Оби или Лены, местным мальчишкам он наверняка кажется прибывшим прямо из будущего!
Грустная улыбка судьбы в этой истории в том, что таким же транспортом будущего он казался и их отцам, когда они были мальчишками, и даже их дедам: Метеоры на наших реках появились аж в начале шестидесятых! И самым молодым из них не меньше тридцати лет, а многим - и под сорок...
Железная дорога в России пережила разруху 90х без особых потерь (спасибо строгим порядкам в МПС). И если со скоростным поездом "Сокол" у нас не сложилось, то обычные тепловозы и электровозы в России серийно строились и все девяностые, и в наши дни
Пассажирские авиаперевозки, почти исчезнув в 1998/99 годах, восстановились и развиваются, пусть и концентрируются в Москве (спасибо "пролётным" долларам - транзиту иностранцев). Гражданское авиастроение худо-бедно живет - и, кажется, пытается выйти из кризиса с новыми МС-21, SSJ и Ан-148.
А вот речной пассажирский транспорт как отрасль перевозок и промышленности, к сожалению, у нас почти умер.
Грустная история судохоства на Волге
Сейчас, оказавшись на берегу Волги где-нибудь в Саратове или Ульяновске, даже трудно поверить, что ещё в начале 90х на речных и морских маршрутах страны бегало больше тысячи скоростных теплоходов на подводных крыльях! Метеоры, Ракеты, Кометы и Восходы были привычнее нынешних маршруток.
30 лет спустя на регулярных рейсах осталось не более двух десятков Метеоров и всего две Ракеты (в Якутии). Плюс дюжина туристических Метеоров в Питере. Дошло до того, что в европейской части России остался только один регулярный рейс Метеора!
Не туристический, как из Петербурга в Петергоф за тысячу рублей или до Кижей за четыре, а обычный пассажирский, по труднодоступным деревням и весям, где альтернативный транспорт едет в разы дольше, а билеты между соседними точками на карте стоят до сотни рублей.
И самое удивительное в этой истории, что маршрут оказался не где-нибудь у черта на рогах, в Карелии или Коми, а совсем рядом с Москвой, на живописной средней Волге, так близко, что поездку можно вписать в маршрут выходного дня из столицы и других крупных городов на Волге!
Транспортная линия Ярославль-Рыбинск-Брейтово
Никакой транспортный маньяк не пройдёт мимо, не прошёл и я =)
Метеор отправляется днём с речного вокзала Ярославля. В древнюю княжескую столицу из Москвы удобнее всего добраться вечерним или утренним сидячим поездом, который идёт около четырех часов.
Странно, но даже в наши дни, через полвека после создания, среди речных трамвайчиков и катеров на речном вокзале Ярославля, Метеор выглядит приплывшим к нам из будущего!
Первая часть маршрута Метеора - красивая средняя Волга "Московской кругосветки" по Золотому кольцу. Широкая и неторопливая Волга в этих краях, по сути, и не река даже - а система проточных водохранилищ. Через каждые пару сотен километров уровень Волги подпирает огромная плотина очередной ГЭС, и течение местами тормозится до десятков сантиметров в секунду!
Рыбинский шлюз
А дальше, о, дальнейший маршрут уникален ещё и тем, что Метеор выходит на открытую воду Рыбинского водохранилища, где удаление от берега доходит до пятидесяти километров! Только море и чайки, больше ничего.
Да нам ещё и с погодой повезло, Рыбинское море в тот день было на удивление спокойным.
“Здесь будет море”
Трудно представить, что прямо под нами, на главном судовом ходу по Рыбинскому морю, стоят дома. Нет, домов, конечно, почти не осталось, большинство в своё время разобрали, но фундаменты точно никуда не делись. Улицы и мощёные мостовые, колодцы и погреба, даже, увы, могилы на старых, заброшенных кладбищах...
Любой, кто бывал на средней-нижней Волге, в Нижнем, Ульяновске, Казани, Саратове, Волгограде, знает, почему Волгу считают великой рекой. Она огромная, она бескрайняя, далеко не каждый рискнёт её переплыть! Медленно и величественно несёт она миллионы тонн воды с севера Тверской области на самый юг страны, к Каспийскому морю.
Но такой Волга была не всегда. Ещё каких-то 70 лет назад полноводность великой реки очень сильно зависела от времени года. Весной, в половодье, уровень воды поднимался порой на 5-6 метров, затапливая огромные территории - и, увы, не без жертв.
А к концу лета, особенно если год выдавался жарким, и дождей было мало, уровень воды мог опускаться на те же самые 5-6 метров, и во многих местах даже в среднем течении Волгу можно было перейти вброд! Вспомните Волгу где-нибудь в районе Ярославля или Нижнего Новгорода - можете себе такое представить?!
Сильнее всего переменный нрав реки влиял на судоходство. Иногда ситуация доходила до того, что подходящие глубины на реке держались всего 3-4 месяца в году - и никто заранее не мог предсказать, когда река обмелеет. В маловодье на Волге появлялись настоящие пороги, как на горных реках. Для водного транспорта это, конечно, было почти катастрофой. Люди не успевали перевезти урожай, тормозилась торговля…
По сути, до массовой автомобилизации и постройки развитой сети железных дорог река была единственной транспортной артерией, если говорить о массовых перевозках. Когда телеги везли несколько центнеров со скоростью 5-7 километров в час, по реке перевозили сотни и тысячи тонн, и паровые двигатели позволяли разгоняться до 20 километров в час - и даже быстрее!
Кстати, если раньше не видели, советую посмотреть фотографии из старого альбома “Волга от истока до Каспия" 1903-го года. Думаю, многие из вас с удивлением обнаружат знакомые по современности пейзажи, а заодно впечатлитесь уровнем воды!
Решение "проблемы Волги" стало одной из главных задач молодой советской власти в XX веке. И ушло на это почти полвека: первые работы по подъему уровня воды и проектированию плотин начались в конце двадцатых, а окончательно человек укротил Волгу лишь в 1980 году с постройкой Чебоксарской ГЭС!
Первые плотины на Волге
Беседы о том, чтобы построить на Волге каскад плотин со шлюзами, шли ещё в царские времена, с начала XIX века. Тогда же проводились измерения и изыскания вдоль реки в поисках лучших мест для будущих плотин. Главными задачами тогда считали повышение стабильности судоходства и снижение разрушительных последствий наводнений.
Первое водохранилище на Волге, Верхневолжское, с деревянной плотиной (бейшлотом), было построено к 1845 году. К сожалению, а, может, и к счастью, дальнейшие планы реализованы не были, и стройка остановилась почти на сто лет.
Вновь о перекрытии Волги заговорили уже после революции, когда по всему миру началось победное шествие электричества. Плотины с генераторами гидроэлектростанций начали строить на реках по всему миру - сначала небольшие, а позже всё больше и крупнее!
В 1927 году по плану ГОЭЛРО на Днепре началось строительство ДнепроГЭС. Первый её агрегат был запущен в 1932 году. Эффект от её запуска были потрясающий: станция дала сотни мегаватт очень дешёвой электроэнергии для строящегося промышленного района, современного Донбасса, а Днепровское водохранилище позволило открыть сквозное судоходство по Днепру до Киева - и даже дальше!
ДнепроГЭС - не единственная ГЭС на Днепре, сразу была запланирована постройка целого Днепровского каскада из 6 ГЭС (сегодня их уже 9). С точки зрения трудозатрат, экономической эффективности, транспортной доступности Днепр оказался лучшей рекой в СССР для первых больших ГЭС. А Волга, разумеется, не могла не стать второй.
Проектирование Волжно-Камского каскада ГЭС, 13 гигантов, было завершено к началу 30х годов. Первая, Иваньковская ГЭС (и одноимённое водохранилище), была построена в 1933-37 годах. Её энергетическая мощность не очень большая, всего 28 МВт, но станция играет ключевую роль в регулировании уровня и судоходстве на Верхней Волге. Благодаря её постройке, получилось запустить знаменитый КиМ - Канал имени Москвы, а также решить проблемы водоснабжения самой Москвы.
В 1935 году начато строительство Угличской ГЭС - с прицелом на значительно более высокие энергетические показатели. После запуска в 1940 году её электрическая мощность составила уже 120 МВт.
Рыбинская ГЭС
Одновременно с Угличской в 1935 г. начинается строительство и Рыбинской ГЭС, ещё крупнее, с огромным Рыбинским водохранилищем. Её электрическая мощность составила 366 МВт - почти 2/3 от ДнепроГЭС!
Угличская ГЭС и водохранилище берут первое место сразу в нескольких “номинациях” на момент постройки: крупнейшая плотина ГЭС не на скальном основании (русло Волги лежит на песке и очень мягких, рыхлых осадочных породах), крупнейшее по площади и объему искусственное озеро, крупнейший объем строительных работ.
Объем земляных работ на строительстве плотины по примерным оценкам составили около 34 миллионов кубометров (ДнепроГЭС - 8 млн, в четыре раза меньше!), по бетону (1.5 млн кубометров) Рыбинская ГЭС также обошла ДнепроГЭС (1.2 млн).
Уровень механизации по тем временам также был рекордно высоким: до 70%. Но, с другой стороны, это значит, что больше 10 миллионов кубометров грунта было вложено вручную… Фотографии плотины в лесах и множества людей с тележками, конечно, пугают. Да, первые волжские ГЭС строили заключённые. В пике количество заключённых на стройке доходило до ста тысяч, хотя большую часть времени строителей было около десяти тысяч.
По сравнению со стройкой ДнепроГЭС, в Рыбинске условия для жизни были куда лучше. Уровень смертности в довоенные годы составлял около 2%, что было гораздо меньше, чем на других лагерных стройках.
Война
К сожалению, ГЭС не успели достроить до начала Великой отечественной. Только-только успели ввести во временную эксплуатацию первый гидроагрегат, как началась война. Условия работы резко ухудшились. Большинство строителей разобрали на другие, более важные проекты. А в Рыбинск начали поступать рабочие, как тогда говорили, пониже да пожиже: больные и инвалиды. Немцы пытались бомбить плотину, были попадания. Второй агрегат ставили практически вручную в недостроенный цех. Крыши не было, для маскировки и чтобы хоть как-то можно было работать, спрятаться от дождя и снега, его накрыли сначала досками, а затем - брезентом, сшитым тут же из палаток. По итогам первого года войны смертность на стройке составила почти 30%.
Однако, стройка не прекращалась. Москва, другие города, заводы, металлургические комбинаты - все отчаянно нуждались в электроэнергии, и "рыбинка" её давала. В 1942 году были установлены все шесть гидроагрегатов - и станция вышла на максимальный уровень подачи электричества. Какое-то время станция была даже единственным поставщиком Москвы, причем в самые тяжёлые месяцы: все остальные электростанции западнее либо были разрушены, либо стояли без топлива. И на стройке, и в эксплуатации станции работало немало женщин, а операционное управление станцией было женским почти полностью!
Рыбинское море
Были у "Рыбинки" и антирекорды. Для крупнейшей равнинной ГЭС потребовалось наполнить водой крупнейшее рукотворное озеро. Рыбинское водохранилище заняло по площади более четырех тысяч квадратных километров. На этой территории находилось около шестисот поселков и несколько городков, один из которых, Молога, ушёл под воду полностью. Многие другие, например, Калязин (на фото сверху), лишились прибрежных районов, а дороги и улицы уходили прямо под воду!
Китеж-град Ярославья
Переселение затронуло больше ста тысяч человек. Многие, конечно, не хотели покидать обжитые места, и переселяли людей часто в принудительном порядке. Некоторые оставались, причём доходило и до приковывания себя к кроватям и домам. Местные экскурсоводы любят рассказывать, что более трёхсот жителей Мологи предпочли утонуть в своих домах, но не покинуть родные места. В вашем воображении уже нарисовались образы как на картинах всемирного потопа? Расстрою: водохранилище наполнялось водой очень долго. В среднем, вода прибывала на 1-2 сантиметра в неделю.
До Мологи можно доехать и в наши дни. На катере, ныне это одно из самых популярных мест для дайвинга в Центральной России. Сезон, правда, у нас короткий.
Изредка, раз в 15-20 лет, в особенно тёплые и маловодные годы, уровень воды в водохранилище опускается на несколько метров, и тогда Молога, как легендарный Китеж-град, показывается над поверхностью воды.
К сожалению, домов в Мологе уже не осталось, при наполнении водохранилища всё, что не смогли забрать с собой (капитальные каменные постройки, в основном, монастыри) взрывали для обеспечения безопасности судоходства. Остальное за прошедшие годы дорушили шторма, остались только фундаменты и мостовые.
А дальше - на автобус - и на пригородный поезд до Рыбинска, чтобы к вечеру воскресенья вернуться домой.
Пароли, явки
Маршрут выходного дня:
- в субботу утренним поездом №102 Москва-Ярославль (800р),
- день+ночь в Ярославле (гостиница 1500р),
- Метеор Ярославль-Рыбинск в 14:20 (200р),
- ночной поезд №601 Рыбинск-Москва (1500р купе).
Итого 4000р с человека.
Погулять по Ярославлю+Рыбинску и покататься на Метеоре - бесценно!