из материалов А.А.Будзинского
Поколение героев
В Москве Василий Сергеевич Ощепков встретил овдовевшую, как и он сам, женщину - Анну Ивановну, по первому мужу - Казем-бек. Два этих уже немолодых, много переживших человека создали добрую, благополучную семью. Дочь Анны Ивановны, Дина Николаевна, вспоминала о доброжелательном отчиме, который относился к ней, как к родной дочери. Ощепков, живший в общежитии при Центральном доме Красной Армии перебрался к жене на Страстную 4, ныне Пушкинскую, площадь. Впоследствии Ощепковы получили комнату в коммунальной квартире дома 6 по Дегтярному переулку.
Его лишили возможности служить своей стране в качестве разведчика, но существовало и другое столь же важное поле деятельности. И уж здесь он спешил совершить, как можно больше, словно предчувствовал, как мало отмерено ему для этого времени. Не было ни одного официального начинания по укреплению обороноспособности страны, в котором не участвовал бы Василий Сергеевич, если это касалось его профессиональных возможностей. Да и кроме этого, по собственной инициативе, делал очень многое.
В 1934-ом году Василий Сергеевич создает свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима («Крылья Советов»), которую в следующем году передает своему ученику, практиканту из инфизкульта А. Харлампиеву. Сам же Ощепков продолжает корректировать действия начинающих борцов. Именно в этой группе спортсменов и оказался в 1935 году Андрей Будзинский.
Начинать работу Василий привык с демонстрации своего искусства. На него бросались со всех сторон: рубили, кололи, «стреляли», но оружие летело в одну сторону, а нападавшие – в другую. Его способ ведения боя не мог не покорить молодежь, каждый мечтал стать таким же ловким и неуязвимым. Андрей Александрович просто растворился в своем Учителе, он его боготворил. Ощепков, по-видимому, тоже выделял своего ученика Будзинского. В конце 1936 года, когда Василий Сергеевич приболел, Андрей побывал в доме Учителя. По его словам, «Василий Сергеевич лежал на постели и был болен, его уже мучила болезнь сердца, и он не расставался с нитроглицерином».
«Монах с черным поясом» не был ни Рембо, ни Джеймсом Бондом – суперагентами, рожденными литературой и кино, - меньше всего его можно было причислить к так называемым «рыцарям плаща и кинжала». Ни оружие, ни яды, ни воровство секретных документов из тайных сейфов нужных ведомств не были его методами. Сущность его и своей профессиональной работы спустя много лет другой разведчик определил так : « специалист по общению с людьми».
Время было тревожное. Фашизм охватывал Европу, в республиканской Испании шла война. Мальчишки готовились к подвигам, модным стало быть сильным, ловким, метким… И фигура Василия Ощепкова, таинственного, непобедимого воина страны была самой притягательной в воображении молодых людей. Это касалось и учеников, среди которых был А.Будзинский и их друзей и сверстников. Таких, как Георгий Есенин и Игорь Миклашевский…
Игорь Леонидович Миклашевский (1918-1990). Очень рекомендую посмотреть про него документальный фильм. Реальные эпизоды из жизни родного сына Гути, довоенного чемпиона страны по боксу, одного из лучших разведчиков легендарного Судоплатова П.А., стоявшего в одном шаге от устранения А.Гитлера... легли в основу десятков книг и художественных фильмов. На самом деле события развивались более фантастически...
В этом коротком посте мы не будем описывать подробно заслуг великого патриота Отечества Василия Ощепкова. Достаточно сказать, что он и сотни его учеников подготовили достаточно умных, смелых, профессиональных защитников страны, превосходство которых в штыковых атаках и рукопашном бое неоднократно признавали наши враги.
29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».
В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления. НКВД пыталось выйти через него на так называемых «харбинцев». Десять дней спустя он скончался в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа. Был расстрелян и единственный сахалинский друг Василия по Москве Трофим Юркевич
https://astv.ru/club/blog/sahalinskiy-parizh-blog-grigoriya-smekalova/jkAfMXgi_km_k_AV6TklzQ
Борьба, созданная Василием Ощепковым на этом не окончила своё победное шествие по стране. И слава Богу.
Взволнованный и напористый голос спортивного репортера рассказывал:
- Представители Красной Армии Будзинский( Москва) и Беда( Ленинград) - чемпионы СССР по вольной борьбе. Противники стоят на углах ковра, спокойно ожидая свистка арбитра. Зато волнуются зрители, разместившиеся на трибунах вокруг арены: кто выйдет победителем?.. Арбитр в белом костюме представляет борцов:
-Будзинский (ЦДКА, Москва). - Орловский (Харьков).
Борцы сходятся к центру, обмениваются рукопожатиями. Затем, схватив друг друга за рукава прочных халатов, опоясанных кушаками, они начинают ходить по кругу, выжидая момента для проведения того или иного приёма. Орловский пробует сделать своему противнику подножку, Будзинский переносит вес тела на другую ногу и в свою очередь пытается осуществить захват ноги.
-Ого, излюбленный приёмчик! - восклицает кто-то на трибунах. Но Орловский мастерски уходит от приёма, грозящего очень неприятными последствиями - броском и, возможно, поражением.
-Молодец ,- комментирует тот же голос.
Андрей Будзинский 1940 год
Прошло 4 минуты. Противники уже испытали десятки различных приёмов: захватов, бросков, рычагов, несколько раз каждый из них успел полежать на ковре, отсчитывая про себя время удержания, но сколько-нибудь заметного преимущества одного над другим не было видно.
-Обоим - в стойку! - диктует арбитр. Наконец, Будзинскому удалось провести свой излюбленный приём - захват ноги и бросок «мельница». За первым последовал второй и третий, решительный бросок. Арбитр объявил решение судейской коллегии:
- В 5 минут 32 секунды броском «мельница» победил Будзинский.
Будзинского знает аудитория. Это - испытанный борец. В 1939 году, выступая в легком весе, он уверенно выиграл звание чемпиона страны. Но в этом году он перешел в следующую весовую категорию. Хватит ли у него выдержки довести борьбу до конца, с более тяжелыми, чем он, но не менее сильными и техничными борцами? Этот вопрос волнует всех».
А на границах уже слышен лязг вражеских танков… Скольким воинам в эти тяжелые дни пригодилось умение побеждать, выучка Василия Ощепкова,
Для примера, как сражались борцы-самбисты, хочется привести лишь два (из многих) случая, описанные уже в послевоенные годы по воспоминаниям ветеранов в журнале «Военные знания» под характерным заголовком: «Самбо – невидимое оружие»: «Жарким летом 1943 года под Гомелем чемпион страны по самбо Б. Цюпа с двумя партизанами, войдя в одну из деревень, неожиданно наткнулся на группу гитлеровцев. Те, что были ближе к украинскому богатырю, тотчас кубарем полетели в горячую пыль, сбитые подсечками и ловкими бросками. Товарищи Бориса открыли огонь из автоматов. Фашистов было довольно много, но их замешательство в первые минуты было так велико, что они в панике бежали из деревни.
Из материалов А.А.Будзинского
Многие самбисты-фронтовики награждены орденами и медалями, а ленинградец В. Данилин и Д. Голев стали Героями Советского Союза.
На известного самбиста В. Данилина, который шел с пакетом на лыжах, у старого кладбища внезапно напали три вражеских разведчика. Схватка была короткой. Виктор провел бросок – и один из фашистов замер, нанизанный на стержни могильной ограды. Данилин выбил оружие из рук второго, оглушил третьего… Одним словом, охотники за «языками» сами попали в плен. Данилин впоследствии был тяжело ранен – его прошило пулеметной очередью – но выздоровев, вернулся в строй, а после войны успешно выступал в соревнованиях».
Ветеран Великой Отечественной войны, десантник Владимир Козлов, призванный в армию в 1942 году, вспоминает:
« Мы получили задание в Плоешти взорвать нефтебазу, которая снабжала немцев горючим. Вот когда нам сильно пригодились освоенные приемы боевого самбо: нас было всего одиннадцать человек, но мы сняли без единого выстрела всех часовых, охранявших это огромное нефтехранилище».
Звягинцев Георгий Николаевич (1915—1998) Ученик В.Ощепкова , активный участник Великой Отечественной войны, с 1942 г. в разведвзводе. На счету Г. Н. Звягинцева 26 «языков». Удостоен многих военных наград. Начав войну рядовым, закончил ее капитаном.
Героями были и женщины семьи Будзинских... Помните у Гути было две сестры Тамара и Александра, с которыми она прибыла покорять московский бомонд в 1910 году? Они все стали артистками московских театров, более менее успешными... У Александры Леонидовны в 1922 году родилась чудная, красивая и талантливая девочка Наташа. Мечтала, как мама и её сестры стать актрисой. Но в 1942 году добровольно ушла на фронт со второго курса ГИТИСа. 20 ноября 1942 года санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка (34 гвардейской стрелковой дивизии, 28-й армии, Сталинградский фронт) гвардии красноармеец Наталья Александровна Качуевская прикрывая собою раненых подорвала себя вместе с врагами. Герой России (посмертно)...
Сам Андрей Будзинский, попавший за месяц до начала войны на сборы ПВО Московского военного округа, попал под действие приказа : ни одного из защитников московского неба с боевого расчета не снимать. Десятки рапортов Андрея о направлении его на передовую остались без результата.