Не существует документов, которые свидетельствовали бы о том, что Михаил Булгаков когда-либо входил в состав масонской ложи. Однако множество неоспоримых фактов подтверждают, что писатель очень хорошо знал историю и традиции масонов. Использовать элементы масонских таинств, легенд и ритуалов в романе, полном мистики и чертовщины – совершенно очевидное решение. Знание этих элементов помогает также лучше понять некоторые загадочные моменты романа.
Отец
Первый вопрос, который возникает сразу, как только мы начинаем говорить о масонских символах в романе «Мастер и Маргарита» – что мог знать о масонстве Булгаков в ситуации, когда в Советском Союзе к середине 20-х годов все, кто имел хоть самое малое отношение к масонству, был либо в тюрьме, либо уже расстрелян? Ответ имеется и он однозначен: Булгаков знал о масонстве очень много, в том числе масонскую историю и ритуалы.
Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), профессор, доктор наук, историк церкви и богослов, серьезно изучал историю масонства. В 1903 году он опубликовал в академическом сборнике «Труды Киевской духовной академии» большое исследование под названием «Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству».
В этот период после скандальных провокационных статей француза Лео Таксиля газеты публиковали о масонстве множество небылиц. Афанасий Иванович добросовестно попытался «отделить зёрна от плевел» и весьма подробно описал основные масонские ритуалы. Михаил Афанасьевич несомненно тщательно изучил не только эту статью, но и много другой литературы, которой пользовался отец и которая имелась в домашней библиотеке. Об этом свидетельствуют и его сохранившиеся черновики с выписками из книг по масонству.
Друзья
Отец писателя был не единственным, кто открывал Булгакову тайны масонства. В его дружеском окружении было немало личностей, которые могли дать информацию «из первых рук».
В дореволюционный период, когда Булгаков жил Киеве, он посещал частные литературные собрания – модную в то время форму общения. Там он познакомился и подружился с археологом и поэтом Борисом Зубакиным (1894-1938), который в 1912 году вместе с однокурсниками организовал ложу «Астра». Через некоторое время она вошла под юрисдикцию Oрдена розенкрейцеров, который в Санкт-Петербурге в 1907 году основал чех Александр Каспарович Кординг. Зубакина ОГПУ арестовало в декабре 1922-го года.
Во время своих визитов в Крым Булгаков гостил в Коктебеле у поэта Максимилиана Волошина. Тот в 1905 году в Париже, стал членом масонской ложи «Труд и верные друзья истины» («Le Travail et les Vrais Amis Fidèles»).
В своё время по заказу режиссера Юрия Завадского Булгаков создал пьесу «Полоумный Журден» по мотивам комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Завадский также был масоном. Он был арестован в 1930-ом, но вскоре освобожден благодаря заступничеству Станиславского и сделал в театре замечательную карьеру – с 1940-го года и до конца жизни возглавлял Театр имени Моссовета.
Воланд – Великий Магистр
При своём первом появлении в романе, присев на скамейку у Патриарших прудов, Воланд достаёт при Иване Бездомном портсигар, на котором «при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник». Синий – основной символический цвет масонства, он означает бессмертие, истину и совершенство. Треугольник с всевидящим оком внутри – знак, который находится над Стулом Досточтимого Мастера во время заседания ложи.
«Масонский след» можно найти и во внешнем облике мессира, в частности, в его глазах: «правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». Исследователи здесь находят параллель с базовой масонской легендой о гибели Хирама, архитектора Храма Соломона. В одной из версий, предчувствуя свою гибель, он бросил в колодец золотой треугольник с изображением имени Иеговы.
Еще одна деталь связывает Воланда с архитектором Хирамом, владевшим тайными знаниями египетских жрецов – изображение священного жука-скарабея на груди во время Бала Сатаны.
Сначала Воланд появляется на Балу практически в нижнем белье. Он был «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече», словно профан перед началом инициации в масонскую ложу. Но когда была пролита кровь Барона Майгеля, которая попала на его сорочку, внешний вид мессира изменился. Теперь на нём был короткий черный плащ всадника и шпага на бедре. И эта одежда – точное описание ритуального облачения Рыцаря Кадоша – масона 30-го градуса в Древнем и принятом шотландском уставе.
Наконец – почему свита обращается в Воланду «мессир»? К царственным особам обращались «сир». Для Воланда, как Повелителя Тьмы, можно было бы придумать множество ярких обращений, но всё ограничилось «мессиром». Это слово использовалось в средневековой Франции, как прообраз обращения «месье». Мессиром несколько раз у Дюма называют мушкетера д'Артаньяна. Так обращались к среднему сословию: судьям, банкирам, чиновникам. Но большинство булгаковедов сходится на двух версиях, которые не отрицают друг друга. Первое: слово «мессир» созвучно и лишь на одну букву отличается от слова «мессия». Второе: «мессиром» называли Великого Магистра Ордена тамплиеров Жака де Молэ. Сохранившиеся документы подтверждают, что к нему обращались именно так.
Массолит
Булгаков не даёт в романе расшифровки названия союза литераторов. Российский литературовед, автор «Булгаковской энциклопедии» Борис Соколов считает, что аббревиатуру «Массолит» следует расшифровывать как «Масонский союз литераторов». Это спорная теория. Есть и другой вариант: «Мастера социалистической литературы».
В самом деле – какое отношение к масонству имеет воинствующий атеист Берлиоз и общество пролетарских писателей, секретарем которого он являлся? Соколов считает, что Булгаков разоблачает таким образом членов Массолита как достаточно образованных людей, которые пытаются создать ложную веру, в реальности стремясь лишь к личному преуспеванию и обогащению. Поэтому в романе и не появляется расшифровка слова «Массолит».
Нехорошая квартира на Садовой
Квартира на Садовой, после того, как в неё вселился Воланд со свитой, значительно преобразилась. Она безусловно приобрела черты масонского храма. В ранних версиях романа Булгаков довольно подробно описывает предметы, которые там находились. «Темная зала, освещенная свечами» довольно сильно напоминает убранство перед обрядом посвящения.
Во время визита Сокова, буфетчика театра Варьете, Гелла впервые называет Коровьева-Фагота рыцарем. Увидел он также холодное оружие и головные уборы – непременные атрибуты рыцарей Кадош: «На подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью. Три шпаги с серебряными рукоятями стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями».
Вопросы, которые задаёт Воланд буфетчику, отчетливо напоминают ритуал опроса при посвящении в рыцаря Кадош. Их проверяют на устойчивость к семи смертным порокам. Равнодушный к вину и женщинам, Соков «прокололся» на корыстолюбии, и, как известно, испытание не прошел. Выходя из квартиры, он «увидел алтарь, где вместо иконки была картина со священным содержанием».
Возвышение Ивана Бездомного
Трансформации поэта Ивана Бездомного, по сути, еще один «роман в романе» – стоящая несколько отдельно от основного повествования история невежественного поэта, который в полной мере прошел путь овладения мудростью «по дороге к свету».
Получив сильнейшее потрясение после первой встречи с Воландом, Бездомный в попытке преследовать мессира лишается части одежды. Он появляется в Доме Грибоедова полураздетый – именно так, как полагается профану во время инициации в первый, ученический градус, «приколов на грудь английской булавкой бумажную иконку со стершимся изображением неизвестного святого». Булавка, приколотая к груди, по мнению булгаковедов – намек на масонский обряд прикосновения острием клинка к обнаженной груди посвящаемого.
Вскоре Иван Бездомный попадает в клинику Стравинского, которая очень напоминает ученическую масонскую ложу, где «деревянные кресла и стулья крыты белым лаком». Санитары вводят поэта в полутемное помещение, где врач подвергает его детальному опросу, который сильно напоминает «опрос под повязкой» при вступлении в ложу.
«...У Ивана выспросили решительно все насчет его прошлой жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиной, лет пятнадцать тому назад. Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в белом перешла к расспросам о родственниках Ивана. Началась какая-то канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли венерическими болезнями, и все в таком же роде. В заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись». Последний вопрос можно воспринять как традиционный масонский тест о признании существования Высшего Существа, которого масоны называют Великим Архитектором Вселенной. При этом остаётся неясным, кого следует считать Высшим Существом – возможно, Воланда – но для Ивана Бездомного это и неважно. Достаточно того, что он, убеждённый атеист, искренне признал существование инфернальных сил.
При дальнейшем медицинском осмотре применяется еще один важный атрибут масонской символики – молоток, который в этом случае превращается в медицинский инструмент. Врачи «рисовали у него ручкой молоточка какие-то знаки на коже груди, стучали молоточками по коленям, отчего ноги Ивана подпрыгивали…».
Попав в психиатрическую лечебницу, Иван Бездомный начинает заниматься самообразованием – «двигаться к свету по дороге мудрости». В итоге в финале книги Мастер называет своим учеником, а в эпилоге поэт отказывается от своего псевдонима и читатель расстаётся с ним, как с профессором философии Иваном Николаевичем Поныревым.
В одной из ранних редакций романа (1933-го года) Бездомный терял зрение и ослепший, попадал на Бал Сатаны – в этой версии он назывался Шабаш. Воланд общается с поэтом и после того, как Бездомный поверил в существование Иешуа Га-Ноцри, обещает ему прозрение через тысячу лет. Точно также у посвящаемого в масоны после того, как тот подтвердит свою веру в Высшее Существо, падает повязка с глаз, позволяя увидеть мир «в истинном свете».
Преображения профана-поэта, его трудный путь познания, обретение им Бога и превращение в профессора изображены в книге пародийно и юмористически, но при этом параллели с масонскими традициями невозможно не заметить.
Бал Сатаны
Масоны всех послушаний на своих собраниях обязаны выдерживать строгий дресс-код: белая рубашка, черный костюм или смокинг. Такая одежда должна: во-первых, подчеркивать торжественность всякого общего собрания; во вторых – уравнивать всех членов ложи. Выделяться ярким цветом или богатством одежды в обществе «братьев» – недопустимо. На Балу Сатаны гости обязаны выдерживать тот же дресс-код: разговаривая по телефону с Бароном Майгелем Гелла сообщает ему, что каждый мужчина должен быть «одет во фрак или черный пиджак».
Приходящие гости приветствуют Маргариту, целуя ее колено. Некоторые видят в этом ссылки на масонство, отмечая, что адепты при инициации в первую степень масонства должны обнажать свое колено.
Еще одна отсылка к истории тамплиеров – Бал Сатаны проходит в пятницу тринадцатого. В тот самый день, когда был арестован Великий Магистр Ордена тамплиеров Жак де Молэ.
Череп Берлиоза
Шокирующая смерть Берлиоза, которому отрезал голову трамвай – отсылка к казни Жака де Молэ. Он был сожжен на костре, голова его, как утверждал в своей книге «Дьявол в XIX веке» фальсификатор масонства Доктор Батейль (отец Булгакова в своей статье уделил много места критике этой фальшивки) утверждает, что череп Магистра якобы использовали в своих ритуалах американские масоны-сатанисты. Он пишет, что во время ритуала из глазниц черепа вырывается живой огонь. Более того, автор утверждал, что каждый год 11-го марта череп начинает говорить. На балу у Воланда голова Берлиоза открывает «живые, полные мысли и страдания глаза».
Рукописи не горят
В этой же книге, «Дьявол в XIX веке», автор подсказал Булгакову потрясающий сюжетный ход, который стал украшением романа и литературным мемом – имеется ввиду эпизод, в котором Воланд возвращает Мастеру сожженную рукопись романа. Доктор Батейль утверждал, что Великий Магистр Альберт Пайк свою книгу «Мораль и догма» с детальным описанием Древнего и принятого шотландского устава, которая стала настольным учебником американских масонов, получил непосредственно из рук Дьявола.
Это настолько красивая придумка, что писателю грех было ею не воспользоваться.
Инициация Маргариты
На Балу Сатаны Маргарита подвергается множеству испытаний, как и полагается в ритуалах посвящения. По окончанию Бала ей сообщают, что она прошла испытания достойно. После того, как все гости расходятся, Воланд, его свита и приближенные, в том числе и Маргарита, ужинают при свечах. То, как проходит этот ужин, весьма напоминает агапу – ритуальное застолье масонов, которое проходит после завершения традиционной встречи.
Превращение Коровьева
В последней главе романа, в которой герои книги покидают Москву, с Коровьевым-Фаготом происходит удивительная трансформация – он превращается в темно-фиолетового рыцаря. Воланд по этому поводу поясняет: «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, …его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош».
Одежда Коровьева, который «скакал, тихо звеня золотою цепью повода», его шпага, фигурировавшая в квартире на Садовой и, собственно, звание рыцаря, позволяют высказать догадку о его принадлежность к масонству, но каламбур о тьме и свете – это уже совершенно определенная подсказка.
Судьба Мастера
Именно масонство даёт чёткий и конкретный ответ на вопрос, который возникает у каждого, кто раскрывает роман: почему «Мастер»? Почему не «Писатель», не «Автор», не «Сочинитель», не «Литератор», почему без имени и фамилии? В начале своей книжной биографии Мастер вовсе не является Мастером. Но он овладевает большим объемом знаний, пишет глубокий нравственный труд, «зодческую работу» – роман о Пилате, овладевает тайным знанием и мудростью. К моменту финальной встречи с Маргаритой он становится совсем другим человеком, который смотрит на вещи отстранённо, не позволяя эмоциям одерживать над ним верх. С Воландом Мастер разговаривает спокойно и практически на равных, прекрасно понимая, кто перед ним и какой смысл имеет всё происходящее.
Есть одна интересная и важная параллель: вместе с изменениями, происходящими с автором романа о Пилате, который становится Мастером, в книге происходит важное движение от тьмы к свету. «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. … Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях», – сказано в романе о Пилате, с которого начинается вторая часть книги. В финале повествования покидающие Москву Коровьев и Бегемот сидят на черных конях «глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон».
Движение к свету – одно из базовых понятий масонской философии – имеется ввиду движение к свету знаний и мудрости. Даже отсчет времени масоны ведут от условного «года света истинного», а рыцари Кадош и вовсе именуют себя «рыцарями света».
Мастер, однако, света не получает. Иешуа посылает Воланду через Левия Матфея записку, которая определила судьбу литератора: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Несмотря на перенесенные страдания, он виноват, поскольку отступился, отказался от своего творения – сжёг рукопись.
Масонские традиции помогают понять загадочный финал романа «Мастер и Марарита». Всё-таки, что случилось с Мастером? Куда он исчез?
Судьба Мастера вполне вписывается в контекст масонского ритуала, согласно которому адепт должен лечь в гроб, «примерив» на себя роль архитектора Хирама, чтобы через некоторое время восстать из него совершенно иным, переродившимся человеком. В итоге автор труда о Понтии Пилате предстаёт перед нами как мастер-масон, завершивший все этапы масонского посвящения. И это совсем другой человек.
Можно возражать против отдельных деталей и параллелей с масонством, считать их неубедительными и притянутыми за уши. Мы уже не узнаем, как конкретно рождались у Булгакова образы романа и можем лишь что-то предполагать. Однако нельзя отрицать, что философия романа, его мир и главная тема – спасительное знание, которое ведет человека из тьмы к свету, абсолютно совпадает с философией масонства.
Исходя из этого, мы можем понять и главную миссию героев книги. Воланд со свитой – представитель Высшего Существа, Великий Магистр, осуществляющий обряд инициации, Маргарита – проводник, обеспечивающий связь между материальным и трансцендентным мирами, Мастер – адепт, призванный постичь тайное знание и найти дорогу к свету. Двигаясь по этому пути, Мастер вступает в конфликт между материальным и трансцендентным мирами и в конечном итоге побеждает бренность мира, став провозвестником чистой Истины.