Малобюджетная фантастика редко добирается до больших экранов. Но всё чаще становится отличной альтернативой неудавшимся блокбастерам и скучным мейнстримовым сиквелам.
Платформа / El hoyo (2019)
Главный герой просыпается в камере: бетонные стены, умывальник, две кровати, один сосед и дыра в полу и потолке, соединяющая все этажи башни-тюрьмы. На каждом – по два заключённых, но сколько всего таких уровней, 100 или 500, никто из них не знает. Дыра посредине предназначена вовсе не для общения: по ней сверху спускают платформу с едой. Еды навалом, да ещё какой: от омаров и пирожных до дорогих вин и фруктов. И хватит её на всех. Точнее, хватило бы. Если б все ели столько, сколько нужно. Но арестанты верхних уровней обжираются, а тем, кто ниже, достаются объедки или вообще ничего. Взять продукты про запас не получится – в камерах тут же понижают или повышают температуру до смертельных значений. В общем, устроено в этой тюрьме будущего всё, как в жизни: есть те, кто выше, те, кто на дне и те, кто падает. И как в ней выжить, непонятно.
Гурманский подарок любителям социальной фантастики сделал испанский режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия. Это его первая работа в кино и лучший фантастический хоррор последних пары лет с крутым сценарием и актёрскими работами. Приготовьте все свои нервы: такого вы ещё точно не видели. А поп-корн и чипсы лучше отложите в сторону – не в этот раз.
Свет моей жизни / Light of my life (2019)
Совсем другие, но не менее сильные ощущения вызывает эта антиутопия, снятая Кейси Аффлеком по собственному сценарию. Это вторая режиссёрская работа оскароносного брата Бена Аффлека и один из самых интересных фильмов Берлинале прошлого года.
На Земле нет интернета, электричества и доброй половины человечества – все блага цивилизации уничтожила беспощадная эпидемия. Неизвестный вирус поражал только женщин, и немногих выживших ждёт чудовищная участь стать заложниками желания людей спастись от полного вымирания. Вот почему герой заставляет свою дочь-подростка притворяться мальчиком и скрывается с ней в лесах Северной Америки. Обязательная процедура перед сном – продумать, в какую сторону бежать, если их палатку обнаружат. Спасёт ли отцовская любовь ребёнка от безумия постапокалипсиса, вопрос и сюжет для фантастики не новый. Но так красиво и тонко ответ на него в кино до этой фантастической драмы не искали.
Маленькие чудовища / Little monsters (2019)
Зомби в фантастике никогда не выйдут из моды. И тут их целая тусовка – ходячие мертвецы, как положено, выглядят страшно и охотятся на людей. Но об этом не знает воспитательница детского сада, которая везёт группу дошколят на экскурсию, и сопровождающий их дядя-раздолбай одного из пятилеток, решивший приударить за воспитательницей. Она чудо, как хороша, - актриса Лупита Нионго мало того, что красавица, так ещё сама поёт и играет на укулеле в фильме. Развлекает детей, как может. И, когда понимает, что попала вместе с ними в зону зомби-апокалипсиса, решает превратить выживание в игру: говорит детишкам, что зомби – переодетые актёры, чтоб не травмировать детскую психику.
Смотреть фильм не жутко, а жутко смешно. Чёрный юмор в этой зомби-комедии отлично сочетается с доброй иронией.
Цвет из иных миров / Color out of space (2019)
Рассказ Лавкрафта, написанный в 1927 году и известный российским читателям под названием «Сияние извне», сам писатель считал лучшим из всех созданных им произведений. Он и правда уникален и вызывает ощущение ужаса, несмотря на полное отсутствие каких-либо чудовищ и монстров.
Перенести его атмосферу на экран взялся Ричард Стэнли («Железо», «Песчаный дьявол») – режиссёр тоже уникальный. И лучшей кандидатуры для этой экранизации в современной киноиндустрии, пожалуй, не найти. Основа сюжета в фильме сохранена: рядом с отдалённой фермой приземляется нечто инопланетное, из-за чего начинаются аномалии и в природе, и в поведении обитателей поместья, семейства Гарднер. Цвет настроения – инопланетный розовый.
Поклонники творчества Лавкрафта, конечно же, фильм ругают: сюжет упрощён, детали урезаны, Николас Кейдж в главной роли неубедителен. Но главное создателям фильма удалось – жуткая атмосфера и тревожное ощущение, что происходит нечто непознаваемое, необъяснимое и крышесносное, буквально льётся с экрана на зрителя нежным и таким пугающим розовым.