Пандемия коронавируса стянула на себя все внимание мировой общественности, в том числе российской. В это же время обделенными вниманием остаются темы, важные c точки зрения развития экономики страны. И речь тут идет о «Северном потоке — 2».
Напомним, что в конце 2019-го Дональд Трамп поставил автограф под оборонным бюджетом, согласно которому газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» попадают под санкции. Всем компаниям, участвующим в укладке линии, Штаты указали на дверь, причем весьма успешно – швейцарский морской подрядчик Allseas поспешил поднять руки и свернуть работы. Россия в свою очередь приступила к поискам альтернативных вариантов по завершению проекта. Одним из них являлось привлечение к проекту судна «Академик Черский» после соответствующей подготовки.
Однако, сам корабль вроде как не особо горит желанием укладывать «Северный поток — 2»: в конце февраля он вышел из Находки в направлении Сингапура, потом – Шри-Ланки. Затем «Академик Черский» пошел к городу Суэц, но, передумав, выбрал порт Мапуту (Мозамбик). В марте судно было замечено за огибанием Африки, держа курс на Кейптаун. 10 апреля трубоукладчик ожидали в Конго, но «ветреная» натура занесла его в Лас-Пальмас 18-го числа. Сейчас же корабль выдвинулся в сторону Находки, проходя Ла-Манш.
Подобные метания породили семя сомнения в нашем обществе, что «Академик Черский» вообще будет заниматься проектом, а Россия действительно в состоянии своими силами завершить трубопровод. Однако, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что все не так просто, как кажется.
По его мнению, маневры «Академика Черского», в которых Балтийское море не указано пунктом назначения, являются мерами предосторожности, чтобы не угодить под санкции со стороны Штатов, что может помещать при проходе через проливы. Сам корабль числится единственным у России подходящим под требования Копенгагена – для работы в датской акватории необходима система динамической стабилизации.
Риторика Вашингтона в отношении Москвы не дает усомниться в том, что политика выстраивания диалога посредством санкций продолжит свое существование. С учетом того, что влияние Штатов распространяется вплоть до границ России, то очевидно – в завершении «Северного потока — 2» наша страна может полагаться на себя.
Об этом говорит тот факт, что за проект радеют Берлин, Вена и Осло, но только за спиной у Вашингтона: Германию и Австрию устраивает российское «голубое топливо» по соотношению цена/качество, а появление трубопровода сделает поставки еще и надежными. Но страны готовы попираться со своими потребностями в угоду Штатам, которые навязывают свой СПГ Европе по верху рынка.
И очевидно, что Россия не будет отказываться от экономически выгодного проекта, имея на руках для этого возможность в виде «Академика Черского».
Просто ситуация требует деликатного решения, только и всего.