Найти тему
Marfaiz

Создание танка Тигр

В 1937 году немецкий генштаб тре­бовал более тяжелый и мощный танк, чем серийные Pz III и Pz IV — и он же должен был выполнять роль танка прорыва. Согласно требованиям, мас­са нового танка должна была быть око­ло 30 т, броня — около 50 мм.

Pz.kpfw. IV F2
Pz.kpfw. IV F2

Pz.kpfw. III J
Pz.kpfw. III J

В результате фирмой „Хеншель” (Henschel) был создан прототип тан­ка DW I (Durchbruchwagen — машина прорыва). Ходовая часть состояла из пяти катков на сторону на торсионной подвеске. Бортовая броня корпуса из­готавливалась из двух частей, соеди­нявшихся позади боевого отделения (металлургические заводы еще не мог­ли в то время изготовить катаные бро­невые листы большого размера толщи­ной 50 мм).

прототип тигра VK 45.01 H (Henschel)
прототип тигра VK 45.01 H (Henschel)

DW II, заказанный в 1938 г., по су­ществу был улучшенным DW I с дру­гими гусеницами и бортовой броней корпуса из одного листа. Двигатель «Майбах» HL 120 вместе с восьмиско­ростной КП «Майбах» Variorex сооб­щал танку скорость 35 км/ч. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спарен­ным пулеметом MG 34. Второй пу­лемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.

26 мая 1941 года фирмам «Хеншель» и «Порше» (Porsche) был выдан заказ на производство прототипа тяжелого танка, вооруженного пушкой, снаряд которой пробивал бы 100-мм брони с расстояния 1500 м. Сам же танк должен был быть защищен от обстрела такой же пушкой. «Хеншель» взял за основу свою машину VK3001(H), но поставил в ходовую часть восемь катков большого диаметра, а «Порше» воспользовался проектом VK3001-Leopard. Новый танк «Хеншель» получил индекс VK3601(H).

прототип тигра VK 45.01 P (Porsche)
прототип тигра VK 45.01 P (Porsche)


В конце 1941 года «Хеншель» скон­центрировал усилия на разработке прототипа Н1. Проект был окончен 17 апреля 1942 года. 19 апреля 1942 года оба прототипа (Р — «Порше» и Н — «Хеншель») прибыли на железно­дорожную станцию рядом с Растенбургом и затем отправились своим ходом в Растенбург. До города было всего 11 км, но обе машины за время поездки успе­ли сломаться по несколько раз. Прото­типы были показаны Адольфу Гитлеру в день его рождения, 20 апреля 1942 года. На следующий день обе машины прибыли в ставку. После торжествен­ной части (Фердинанду Порше вручили «Крест за военные заслуги I класса») Гитлер около получаса осматривал ма­шину Порше, внимательно выслуши­вая объяснения конструкторов. Танку «Хеншель» он уделил всего 2-3 минуты. После обеда прибыл Геринг. В присутс­твии его и министра вооружений Шпе­ера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VК 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м — 45 км/ч. При этом двигатель VК 4501(Н) пере­грелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Глав­ный инженер фирмы «Хеншель» Курт Арнольд предложил Шпееру сравни­тельные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, не доведенная «до ума» электротрансмиссия серьезно затруд­няла маневрирование. Танк VК 4501(Р), например, с огромным трудом совер­шал повороты на 900. На этом фоне VК 4501(Н) показал себя с самой лучшей стороны — многотонная машина кру­тилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей. Впрочем, эта де­монстрация танков, по сути, ничего не решала — впереди были настоящие ис­пытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VК 4501 (Р) и один VК 4501 (Н). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VК 3001 (Р), выявили низкую надежность элек­тротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходи­мость и маленький запас хода — всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел ис­пользовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Раз­местить же дополнительное количес­тво топлива в танке оказалось невоз­можно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия тре­бовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Взвесив все «за» и «против», не­смотря на особое расположение Гитле­ра к доктору Порше, проводившая ис­пытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы «Хеншель». Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I.

Интересное фото. С первого взгляда, ничего обычного. Но тигры стоят с боевыми гусеницами. Транспортные стоят рядом на платформах.
Интересное фото. С первого взгляда, ничего обычного. Но тигры стоят с боевыми гусеницами. Транспортные стоят рядом на платформах.

В июле 1942 года «Тигр» Henschel — VK4501 (H) был принят на вооружение и начал собираться на заводах Henschel в Касселе (Германия). Выпуск танков предполагалось начать в июле 1942 г. с тем, чтобы к 12 мая 1943 г. — сро­ку планируемого летнего наступле­ния — иметь 285 новых танков. В связи с прекращением работ по VK4501 (Р) количество планируемых VK4501 (Н) было увеличено на 50 единиц. В нача­ле августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испы­таний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепере­сеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива со­ставлял при этом 430 л на 100 км. Опыт, полученный при разработках VK3001 и VK3601, был использован и при созда­нии модели VK4501 (Н). Компоновка как самого танка, так и моторно-транс­миссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположен­ных параллельно друг другу 10-цилин­дровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Турe 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электро­энергия подавалась на два электромо­тора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens-Schuckert.