Египтяне твердо верили, что каждый человек несет ответственность за свою собственную жизнь и что жизнь должна жить с другими людьми и землей. Так же, как боги заботятся о человечестве, так и люди должны заботиться друг о друге и о земле, которую им предоставили.
Эта философия проявляется во всех аспектах египетской культуры - от того, как они строили свои города, до равновесия и симметрии их храмов и памятников.
Если человек жил гармонично по воле богов, то он жил в гармонии с понятием "маат" и с богиней, воплотившей это понятие. Человек был свободен жить, как бы он ни захотел, и полностью игнорировал принцип ma'at, но в конце концов ему предстояло испытание, которое ждало каждого: суд в Зале Истины (также известном как Зал Двух Истин) в загробной жизни. Уилкинсон комментирует это:
Ее роль была многогранной, но охватывала два основных аспекта. С одной стороны, Маат представляла универсальный порядок или равновесие - включая такие понятия, как истина и право, - которые были установлены в момент создания. Этот аспект лежит в основе ее отношений с Ра - ведь она является порядком, наложенным на космос, созданный солнечным демиургом, и как таковой является руководящим принципом, который всегда сопровождал бога Солнца... В качестве естественного следствия ее идентичности с правильным балансом и гармонией Маат также активно представляла концепцию суждения. В Текстах пирамид богиня предстает в этой роли в двойной форме как "две Маат", осуждающие право покойного царя на престол Геба [владычество земли], а в более поздней погребальной литературе именно в Зале Двух Истин (двойная форма Маат) происходит суд над покойным. Сами боги, действующие в качестве судей божественного трибунала, называются "Советом Маат".
Для египтян душа состояла из девяти отдельных частей: Хат - физическое тело; Ка - двойная форма; Ба - птичий аспект с человеческой головой, который мог ускоряться между землей и небом; Шуйет - "я" тени; Ах - бессмертное, преображенное "я"; Саху и Сахем - аспекты Аха; Аб - сердце, источник добра и зла; Рен - тайное имя человека.
Все девять из этих аспектов были частью земного существования человека. Когда человек умирал, Ах (саху и сахем) представал перед богом Осирисом в Зале Истины и в присутствии сорока двух Судей, чтобы его сердце взвешивалось в равновесии на золотой шкале против белого пера истины Маата.
Нужно было бы процитировать "Отрицательное исповедание" (те действия, которые можно было бы честно утверждать, что никогда в жизни не совершали), и тогда бы сердце было поставлено на весы.
Если чьё-то сердце было легче, чем перо мамы, то ждали, пока Osiris совещался со Сорок двумя Судьями и богом мудрости, Тотом, и, если считали его достойным, то разрешили пройти через зал и продолжить своё существование в раю; если же чьё-то сердце было тяжелее пера, то его бросали на пол, где оно было съедено монстром Аммутом (сожрателем), а потом перестали существовать.
Никто не мог избежать суда, и царь земли должен был бы стоять перед весами Маат и Осириса так же, как и самый низкий раб полевой руки.
Если человек прошел через суд и избежал ловушек и ловушек, устроенных демонами и силами хаоса, то он прибыл на тростниковое поле, в рай, где его встречали те, кто ушел раньше, и который являлся зеркальным отражением его жизни на земле. Маргарет Бансон описывает эту загробную жизнь:
Вечность сама по себе не была какой-то туманной концепцией. Египтяне, прагматичные и решительно настроенные на то, чтобы все объяснить конкретным образом, верили, что они будут жить в раю, в местах, усеянных озерами и садами. Там они будут есть "пирожные Осириса" и плавать на Цветочном озере.
Богиня Маат, олицетворение космического порядка, справедливости, добра и веры, была защитницей умершего в этом заколдованном царстве, которое в некоторые эпохи называлось Хехт. Только чистое сердце, Уабт, могло видеть Маат.
На одних изображениях богиня видна на чешуйках в момент суда, а на других она присутствует рядом с Осирисом, но она всегда там, даже если только в виде своего пера, помещённого на чешуйки. В загробной жизни она, как считалось, помогает тем, кто отстаивал её принципы и прожил свою жизнь соответствующим образом.
Поклонение богине
Хотя она считалась очень важным божеством, у Маат не было ни храмов, ни официального духовенства (как в случае с Хекой). Она почиталась небольшой святыней, установленной в храмах других богов. Даже один храм, известный как воздвигнутый в ее честь королевой Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.), был построен на территории храмового участка бога Монту. Люди почитали богиню, живя по ее принципам и принося любые дары, которые они хотели принести в ее святыни в храмах других богов. Уилкинсон пишет:
Даже титул "священник Маат" часто считается почетным, который мог быть присвоен тем, кто служил магистратами или принимал судебные решения от ее имени, и кто, очевидно, носил маленькие золотые образы богини в знак своей судебной власти.
Единственным "официальным" поклонением Маату было то, что царь Египта принес ей жертву при восхождении на престол и "преподнес Маат" богам, принеся с собой маленький ее образ. При этом царь просил ее о помощи в поддержании божественного равновесия в его правлении.
Если король не мог достичь равновесия и способствовать гармонии, то это было явным признаком того, что он не способен править. Ma'ат - и жизненно важная концепция, которую она воплощала - имела решающее значение для успеха короля.
Она была важной и всепроникающей фигурой в египетском пантеоне, несмотря на то, что о ней рассказывалось очень мало, и у нее не было ни храма, ни культового поклонения. Говорят, что боги жили за счет Маата, и, как отмечает ученый Ричард Х. Уилкинсон, большинство образов царя, представляющего Маата другим богам на своей коронации, "по существу идентичны тем, в которых царь представляет богам пищу, вино или другие формы жертвоприношения".
Боги, по сути, жили бы за счет Маата в том смысле, что все они были связаны своими собственными законами для соблюдения гармонии и равновесия и поощрения этих ценностей в людях, о которых они заботились.
Храмы для Маат были храмами всех других богов, потому что Маат был основополагающим космическим принципом, который делал жизнь людей и богов возможной. Кто-то поклонялся богине Маат, живя жизнью в соответствии с высшими принципами справедливости, порядка и гармонии, помня о своих ближних и о земле, которой он ухаживал.
Хотя такие богини, как Хатор и Исида, были более популярны и даже в конце концов приняли на себя многие атрибуты Маат, она оставалась важным божеством на протяжении всей истории Египта и на протяжении веков определяла культурные ценности страны.