Маленькие дети часто ведут себя грубо и эгоистично. Особенным сюрпризом это становится, когда у тебя появляется твой ребенок, а ты на этот момент с маленькими детьми знаком плохо. При этом кажется, что все остальные дети предельно культурны, и только ваш говорит посторонней тете на улице, что ей надо есть поменьше и дарит подарки по принципу “На тебе, Боже, что мне негоже” (Вот тебе, бабушка, мой фантик от конфетки).
Что это - плохие родители не смогли привить ребенку вежливость? Нет. Как говорит основанная на исследованиях мозга теория привязанности Гордона Ньюфелда, в данном случае дело в физиологии!
Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще не развилась префронтальная кора головного мозга. Эта часть головного мозга отвечает за связь между двумя полушариями мозга, в частности, за возможность думать две мысли или чувствовать два чувства одновременно.
То есть: ребенок ощущает только одну эмоцию и никакие другие чувства/мысли его сейчас не отвлекают и не сбивают с толку! Вот прямо сейчас, в эту секунду, он или любит маму, или ненавидит. В целом, конечно, обычно маму он очень сильно любит. Но если прямо сейчас она, к примеру, ему запретила что-то, что он очень хочет, он может ее ненавидеть. И тогда он в этот момент ее любить не может! Но вполне может ее очень даже сильно любить минут через 20. Отсюда и шокирующие заявления типа “Ты самая плохая мама на свете!!” от вполне любящих и дружелюбных детей. Я такое слышала от детей не раз!
Когда у ребенка префронтальная кора уже созревает, у него появляются так называемые смешанные чувства. Пример: хочется стукнуть брата, но: его жалко, будет плакать /мама будет на меня орать / но я же его люблю и не хочу его обижать! Знакомые мысли для каждого родителя, но у ребенка такие смешанные чувства/мысли появляются в благоприятных условиях в 5-7 лет. А у высокочувствительных детей на пару лет позже.
У ребенка до 5 лет смешанных чувств обычно нет, и если он хочет бить, он бьет. Если хочет брать что-то, он берет. Кстати, к этому же относится и тот факт, что если ребенок увлеченно играет, он вас практически не слышит.
Возможно, вам кажется, что многие другие дети — воспитанные и вежливые. Но вы их не так уж часто видите и не видите их в момент, когда они плачут и орут, а это бывает со всеми детьми. Во-вторых, у них может быть просто другой темперамент. Кого-то сложнее вывести из себя, кого-то проще. Когда один ребенок бьет, другой плачет, а третий ничего не делает вообще.
Лично мне очень помогает то, что я знаю, что мозг у детей устроен иначе, а эмоции могут быть гораздо сильнее, чем у взрослых. Когда это помнишь, уже не ожидаешь от детей невозможного, то есть взрослого, поведения. А чтобы не нажить врагов среди окружающих взрослых, в ответственных ситуациях я помогаю детям вести себя правильно, а если они что-то уже не так сделали и сказали, беру инициативу на себя и защищаю детей.