Почему во время карантина лучше остаться дома
«Но как для увеличивающейся с каждый днем опасности принуждены были и все почти [воинские команды] вывесть из города в лагерь, да и сам главнокомандующий [граф Петр Семенович Салтыков] уехал в свою подмосковную деревню, то ослабела сама по себе как полиция, так и прочие власти, и Москва поверглась в такое состояние, которое походило почти на безначалие, и очумленная общим и повсеместным несчастием глупая чернь делала, что хотела, ибо смотреть за нею, ни действия ее наблюдать было некому, а всякому нужно было только о самом себе помышлять. [...]
Надобно было бездельникам выдумать чудо и распустить по всей Москве слух, что не вся надежда еще потеряна, а есть еще способ избавиться от чумы чрез поклонение одной иконе.
Орудием к тому были два: один гвардейского Семеновского полку солдат, Савелий Бяков, а другой фабричный Илья Афанасьев. [...] на Варварских воротах, в Китай-городе, стоял издревле большой образ Богоматери, называемой «Боголюбской»; и помянутый поп [церкви Всех Святых на Кулишках] разгласил везде, будто бы оный фабричный пересказывал ему, что он видел во сне сию Богоматерь, вещающую ему так:
«Тридцать лет прошло, как у ее образа, на Варварских воротах, не только никто и никогда не пел молебна, но ниже пред образом поставлена была свеча; то за сие хотел Христос послать на город Москву каменный дождь, но она упросила, чтоб вместо оного быть только трехмесячному мору». [...]
От сего, натурально, долженствовало произойти то следствие, что во все часы дня и ночи подле ворот сих находилась превеликая толпа народа; а денежных приношений накидано было от него целый сундук, тут же подле образа стоявший. [...]
Но как мало в том успевала [полиция] по чрезмерной и даже слепой приверженности народа к образу и возлагания им на него всей надежды, то рассудила дать о том знать бывшему тогда в Москву архиерею и предложить ему, чтоб он поспешествовал к тому с своей стороны снятием с ворот и удалением куда-нибудь помянутого образа.
Первенствующим архиереем был тогда в Москве Амвросий, муж отличных достоинств, обширных знаний и жития добродетельного. Сей, по причине оказавшейся в Чудове монастыре (где он имел обыкновенное свое пребывание) заразы, высылая больных вон, сидел тогда из предосторожности взаперти; но, узнав о помянутом вредном стечении народа у Варварских ворот, долгом своим почел пресечь сие позорище. [...]
Итак, когда пришла команда консисторская, то нашла она тут уже превеликую толпу вооруженного всякой всячиною народа, и консисторский подьячий едва только хотел приложить печать к сундукам, как вдруг некто закричал:
– Бейте их!
И вместе с сим словом бросилось на команду множество людей и начали бить и солдат, и подьячих. И как сии, натурально, стали обороняться, то и произошла от сего в один миг страшная драка, соединенная с воплем и криком превеликим, что «грабят икону Богоматери и бьют защищающих ее»; а сие и воспламенило в один миг пламя мятежа и народного возмущения. [...]
В тот же вечер обратившаяся от Варварских ворот чернь устремилась ночью на Чудов монастырь и, разломав ворота, искала везде архиерея, грозя убить его … В то время жил в Чудове, для излечения болезни, приехавший архимандрит Воскресенского монастыря, Никон, младший брат архиерея. Чернь, нашед его и почитая архиереем, не только совсем ограбила и хотя до смерти не убила, но так настращала, что он от страха в уме помешался и вскоре умер.
Злодеи, вменяя за грех осквернить монастырь, а паче церковь кровью, вывели страдальца в задние монастырские ворота, где колокольня, и у самой рогатки сначала делали ему несколько вопросов, а потом мученическим образом до тех пор били и терзали его, пока уже увидели умирающа. Спустя четверть часа и скончался новый московский мученик, и тело, избитое и обагренное кровью, лежало на распутии день и ночь целую, пока синодальной конторы члены чрез полицейскую команду, заблагорассудили поднять».
Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков: в 3 Т. М., 1993. Т. 3. С. 19-32.
Читайте про XVIII век у «Ключевского»:
Убийство Павла I. Неочевидные последствия для России - https://zen.yandex.ru/media/id/5de7fde316ef9000ae654f62/ubiistvo-pavla-i-neochevidnye-posledstviia-dlia-rossii-5e72933a70e1fb013646bb69
Петровские реформы: благо или зло? - https://zen.yandex.ru/media/id/5de7fde316ef9000ae654f62/petrovskie-reformy-blago-ili-zlo-5e4c3038199f2d3291f1295b
Образование и наука при Петре I - https://zen.yandex.ru/media/id/5de7fde316ef9000ae654f62/obrazovanie-i-nauka-pri-petre-i-5e4c3a19c0bcaa46a9e71949
Что такое Просвещение? - https://zen.yandex.ru/media/id/5de7fde316ef9000ae654f62/chto-takoe-prosvescenie-5e4c3855e9c3ad18fb31f2a9