Иногда легко заметить, когда дети, кажется, чувствуют себя комфортно - а когда нет. Мы часто описываем это хорошее самочувствие как "самооценку".
Как повысить самооценку ребенка
Дети с высокой самооценкой:
- чувствуют, что они нравятся
- уверенны в себе
- гордятся тем, на что они способны
- думают о себе хорошо
- верят в себя
Дети с низкой самооценкой:
- самокритичны и строги к себе
- чувствуют, что они не так хороши, как другие дети.
- думают о времени, в котором они терпят неудачу, а не о том, когда им что-то удается.
- испытывают дефицит уверенности
- сомневаются, что у них всё получится
Почему самооценка важна для ребенка
Они чувствуют гордость за то, что могут сделать. Самооценка помогает детям справляться с ошибками. Помогает им попробовать снова, даже если они поначалу не справляются. В результате самооценка помогает им лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенно. Если они думают, что другие не примут их, они могут пытаться присоединиться к ним. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не попытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться, когда они совершают ошибку, проигрывают или терпят неудачу. В результате они могут не справиться так хорошо, как могли бы.
Как развивается самооценка
Самооценка может начать своё развитие еще в детстве. Она развивается неспешно с течением времени. Она может создаться только потому, что ребенок чувствует себя в безопасности, любим и принят своими родителями.
По мере того, как малыши становятся немного старше, они могут делать дела уже самостоятельно. Они чувствуют себя сильными, когда могут использовать свои приобретенные навыки. Их самооценка растет, когда родители дарят своё внимание, помогают ребенку попробовать новое, показывают, что они гордятся.
По мере того, как растут дети, растет и их самооценка. Каждый раз, когда дети пробуют что-то, делают что-то и учатся, это может стать шансом для роста самооценки.
Это может случиться, когда дети:
- продвигаются к цели.
- учатся в школе
- заводят друзей и общаются
- приобретают навыки - музыка, спорт, искусство, кулинария, технические навыки
- помогать кому-то
- получают похвалу за хорошее поведение
- сильно стараются делать то, в чем они хороши
- чувствуют себя понятыми и принятыми
- получают поощрение или хорошую оценку, которую они своими силами заработали.
Когда у детей есть самооценка, они чувствуют себя уверенными, способными и принятыми такими, какие они есть
Как родители могут воспитать самоуважение
Каждый ребенок отличается от других. Самооценка может быть выше у одних детей, чем у других. И некоторые дети сталкиваются с тем, что что-то все же может понизить их самооценку. Но даже если у ребенка низкая самооценка, ее можно поднять.
Вот вещи, которые родители могут сделать, чтобы помочь детям чувствовать себя хорошо
Помогите ребенку научиться делать что-то. В каждом возрасте у детей появляются новые интересы и дела, которым они могут научиться. Даже в младенчестве обучение тому, как одеть футболку или спеть новую песенку, вызывает у малыша чувство мастерства и восторга.
Обучая детей тому, как делать что-то, сначала покажите им и помогите. Затем позвольте им делать то, что они могут, даже если они совершают ошибки. Будьте уверены, что Ваш ребенок получит шанс научиться, попробовать и почувствовать гордость. Не делайте новые задачи слишком простыми или сложными.
Хвалите своего ребенка, но делайте это с умом. Конечно, хорошо хвалить детей. Ваша похвала - это способ показать, что Вы гордитесь. Но некоторые способы похвалы детей могут на самом деле испортить.
Вот как сделать это правильно:
Не преувеличивайте их заслуг. Хвала, которая не чувствуется заслуженной, не звучит правдоподобно. Лучше сказать: "Я знаю, что это была не самая лучшая попытка, но у нас у всех бывают промахи". "Я горжусь тем, что ты не сдаешься". "Завтра ты вернешься к этому снова."
Похвалите усилия. Избегайте фокусировки похвалы только на результатах (например, получение пятерки) или фиксированных качествах (например, умность или спортивность).
Вместо этого, предлагайте большую часть похвалы за усилия, прогресс и отношение. Например: "Ты усердно работаешь над этим проектом". "Ты становишься все лучше и лучше на этих орфографических тестах". "Я горжусь тобой за то, что ты занимаешься фортепиано - у тебя хорошо получается". С такой похвалой дети прикладывают усилия, работают над достижением целей и стараются. Когда дети так делают, у них больше шансов на успех.
Нужно подать пример, как правильно. Когда Вы весело выполняете задания (или, по крайней мере, не ворчите и не жалуетесь), Вы учите ребенка делать то же самое. Когда Вы избегаете спешки по работе и шаг за шагом выполняете все правильно, Вы учите ребенка делать то же самое