Каждый вторник на канале Инжинити мы встречаемся в эфире с интересными людьми, разбираем ситуации их бизнесов и вместе ищем ответы на самые насущные вопросы.
На воркшопе “Творческий бизнес: как развиваться в кризис?” мы встретились с джазовым барабанщиком Сашей Машиным, танцором и хореографом Ладой Касинец и маркетологом Аней Пивень (полная видеозапись в открытом доступе доступна тут).
Выводы мы разделили на несколько частей:
- Что происходит и что сейчас делать?
- Как создавать продукт и расширить аудиторию?
- Как систематизировать работу с клиентами?
- Как монетизировать деятельность?
Что происходит?
Основная проблема творческого бизнеса - невозможность живого обмена энергией. Технологий, которые способны заменить живой контакт, пока нет даже на горизонте. Видеоконтент и видеотрансляции стали главным заменителем живого контакта.
Конкуренция в сети резко выросла. Многие их тех, кто самовыражался в оффлайне, перешли в онлайн. Те, кто боялись работать на камеру, начали это делать - вести эфиры, записывать видео. Предложение резко превысило способность людей потреблять.
Многие люди смотреть уже не хотят, и пытаются создать что-то свое. При этом больше 90 процентов людей не склонны к самовыражению и дальше будут только потреблять. Те, кому нечем делиться или делать это некомфортно, в эфире не останутся.
Несмотря на обилие развлекательного контента, людям по-прежнему скучно. У них есть время, которое они готовы выделять на обучение и развлечения, пусть и небольшими отрезками.
Что сейчас делать?
Сейчас идеальное время для того, чтобы заняться всем тем, до чего не доходят руки в обычное время: стратегией, развитием продукта, аудитории и своих способностей.
Задача - продержаться пару месяцев и не потерять своих клиентов и аудиторию.
Про саморазвитие на карантине говорят многие. На воркшопе эксперты дали ясное направление - научиться самому подручными средствами создавать такой контент, который будет выгодно отличаться от других. Попутно отработать свои способности в онлайне - как преподавателя, тренера, спикера, ведущего.
Первое, что нужно сделать в рамках работы над продуктом - системно выстроить работу с существующими клиентами. Сейчас лучшее время для того, чтобы с ними пообщаться. Пока не поговорите с живыми людьми - никогда не поймёте, в каком направлении развиваться, и что реально нужно людям.
Если есть хороший продукт - можно заняться развитием аудитории и формированием определенного образа. Распространяйте хороший бесплатный контент. Параллельно запустите специальные условия на свой продукт или продумайте уникальный антикризисный пакет. Не стоит бросаться на новые модные форматы коммуникации, делая их кое-как. Если делать, то со смыслом. Сфокусируйтесь на качестве контента.
Пересмотрите форматы услуг, которые продвигаете, их стоимость. Работа в онлайн и оффлайн - разная по затратам средств и энергии. Попробуйте новые форматы монетизации, например donation.
Если сейчас вас никто не знает, но хотите монетизироваться - сделать это будет сложно. Любая задача требует разгона, и моментально получить аудиторию не получится. Лучше потратить это время на то, чтобы развиться и подготовиться.
Помните, что изоляция закончится. Летом или осенью всем опять будет некогда заняться стратегией и развитием. Пользуйтесь ситуацией сейчас.
Продукт
Если выходите на аудиторию с каким-то продуктом или эфиром - позаботьтесь о высоком качестве:
- Создаваемый контент должен быть полезным. Проверить полезность продукта можно, постоянно применяя к каждой его составляющей конструкцию: "Это нужно аудитории, чтобы что?". Если ответ вам понятен - то скорее всего, ваш продукт полезен.
- Лучше не тратить время и силы на сложное брендирование простых продуктов. Сначала сделайте всё домашнее задание по продукту, отработайте его по максимуму, а потом займитесь брендированием.
- Маркетолог на воркшопе порекомендовала попробовать технику “Стереотип/антипод”. Если вкратце - составьте список характеристик тех продуктов, которые предлагают сейчас другие ("Стереотип" - например, все ), и посмотрите, какую характеристику вы могли бы изменить, чтобы продукт стал особенно привлекательным для аудитории ("Антипод"). Подробнее про эту технику можно почитать в книге "Сделай себя сам" Тины Силиг.
Детально расскажите людям - зачем им брать эти онлайн уроки - например, им будет в разы легче вернуться в зал и продолжить танцевать, чтобы они не остановились в развитии.
В сети - тонны бесплатного образовательного контента. А найти наставника, который может с тобой разобрать твои проблемы - найти не так просто. Помочь построить занятия, быть более эффективным, обращаться со временем. Давать рекомендации не просто по книгам, а исходя из личного музыкального или другого творческого опыта - это самое ценное, что можно сейчас дать. Для этого онлайн-обучение отлично подходит и сейчас отличное для этого время.
Клиенты
Мало кто умеет системно выстроить работу с существующими клиентами. Сейчас самое лучшее время для того, чтобы с ними пообщаться. Как это сделать?
Начните с клиентов (учеников), с которыми у вас самые лучшие отношения. Узнайте, что они хотят, чего боятся. Куда они пойдут, если не к вам? Что будут делать? Почему?
Поймите, чем раньше привлекали людей, и сфокусируйтесь на этом в своем продукте.
Вторым шагом пообщайтесь с людьми, которые ходят к вашим конкурентам - на уроки музыки, хореографии, к другим учителям, в другие студии.
Третьим шагом пообщайтесь с теми, кто мог бы быть вашей аудиторией, но сейчас не занимается ни с кем. Чтобы их найти - киньте клич в соцсетях и попросите друзей о репостах. Из откликнувшихся - выберите тех, с кем хотите пообщаться.
Разработайте правильные вопросы для интервью. Если ещё не читали “Спроси маму” Роба Фитцпатрика - обязательно прочитайте. Книжка небольшая, осилите с удовольствием за один-два вечера.
Интервью можно провести на любой платформе - например, в скайпе. Обязательно запишите их и законспектируйте.
Проанализируйте и систематизируйте результаты. Скорее всего, вас ждёт взрыв сознания. Даже десять интервью - это первый большой шаг, чтобы придумать нечто, чего не хватает людям, и на чем можно заработать.
Обратите внимание, что при физической изоляции виртуальные границы только раздвинулись - теперь можно находить клиентов не только из своего города и страны, а по всему миру. Даже если не владеете иностранными языками - вспомните, что по миру распределена большая русскоязычная диаспора.
Аудитория
Любая задача требует разгона, как маховик. Моментально получить аудиторию не получится. Если ты сейчас встал перед проблемой, что тебя никто не знает, но ты хочешь монетизироваться - сделать это будет сложно. Лучше сейчас потратить это время на то, чтобы развиться и подготовить продукт.
Если продукт уже есть - можно заняться развитием аудитории.
Вот несколько рекомендаций маркетолога на воркшопе:
Если продукт классный и уникальный - можно познакомиться с лидерами мнений - теми, с кем пересекается ваша аудитория. Предложите им сделать обзор или упоминание вашего продукта в их каналах. Форматы взаимодействия: по бартеру, по дружбе, за деньги. Лидеры мнений - направление, которое и до этого хорошо работало для музыкантов, но не все его использовали.
Например, при запуске альбома одного из исполнителей его команда делала квест по городу: фанаты собирали песни в разных местах - там лежали плееры с наушниками, где они могли послушать следующую песню. Такие мероприятия - хороший инфоповод, о котором будут говорить. Почему бы не продумать формат онлайн-квеста? Например, одна песня будет на ютубе, вторая у лидера мнения, третья на саундклауде, и т.д.
Как убедить человека за 1-2 секунды, что им стоит продолжать потреблять этот контент?
За одно касание, один пост человек ничего не поймет и не запомнит. Запоминается что-то, к чему мозг возвращается.
Если человек встретит упоминание вашего продукта несколько раз: соприкоснется с лидером мнений, прочитает в сми, вокруг него пройдёт движ (квест), он увидит прямой эфир - то ваш продукт запомнится.
Сейчас информации в сети очень много, люди перегружены. Чем выше информационный шум, тем выше должно быть количество касаний. По сути, для продвижения важны два фактора: количество медиа-площадок (точек соприкосновения) и частота (как часто он будет видеть в ленте, что у вас вышел новый альбом).
При выходе альбома или другого креативного продукта имеет смысл продумать дорелизную историю - подготовить аудиторию, что выйдет альбом, фильм, курс. Если позволяет имидж - можно придумать некую историю. Подумать, что потребляет ваша аудитория, что их может зацепить?
Посмотрите на формат онлайн-марафонов - пошаговой работы для получения понятного короткого емкого конечного результата. Сейчас марафоны активно проходят в инстаграме и телеграм. Есть ряд сфер, где запущено много марафонов - личное развитие, финансы. В музыке, изобразительном творчестве марафоны используются очень мало. Помните, что в марафоне главное - создать для людей понятные результаты в коротких онлайн-форматах.
Почитайте про марафоны в сети или в инстаграме Ани Пивень.
Доход
Те, кто сейчас успешен в онлайне, потратили годы на становление. Было бы странно, если бы мы могли быстро заработать именно сейчас, в сложное время. Не стоит слишком надеяться на быстрые результаты.
Лучше оптимизировать расходы и пережить ситуацию, активно приспосабливаясь под новые условия. Не просто ждать, а активно видеть изменения, пробовать разные инструменты, смотреть, что получается.
Дело не в том, сколько денег вы сейчас соберёте, а научитесь ли за это время чему-то новому. Если ты способен за эти два месяца, пока сидишь дома, создать хороший контент, то неважно, получишь ли ты за это деньги сейчас или нет. Потому что ты приобрел нечто гораздо более ценное - видение, способности и навыки, которые будут работать на тебя.
Полную видеозапись встречи в открытом доступе можно посмотреть тут.
О чём рассказать подробнее? Поделитесь своим мнением в комментариях.