Найти в Дзене
Валерий Казаков

8.КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ РЕМЕСЛЕННИКОВ.

Автор: Казаков М. М.

Вот краткий список того, что 15-16 летние мальчишки и девчонки сделали за три с половиной года войны:

1. На 12 фабриках и заводах Чкалова смонтировали и ввели в эксплуатацию 12 внутризаводских телефонных станций диспетчерской связи с прокладкой сетей. Вот некоторые из них: завод № 170 (Станкозавод); завод № 545; завод автозапчастей; завод сверл; электростанция «Красный Маяк» и другие.

2. Установили и выправили 591 телеграфный столб.

3. Подвесили 136 километров проводов линий связи.

4. Отремонтировали 428 километров проводов на линиях связи.

5. Смонтировали 2 радиоузла на 2000 абонентов.

6. Установили в квартирах жителей города и села 1674 радиоточки.

7. Отремонтировали телефонных коммутаторов на 2200 абонентских номеров.

8. Отремонтировали 3100 радиоприёмников изъятых у населения с началом войны и хранившихся в Чкалове и Абдулино.

9. Заработали 354201 рубль.

И это ещё не все. Тяжелая экономическая обстановка, недостаток рабочей силы, необходимость во что бы то ни стало поддерживать жизнедеятельность городской инфраструктуры, вынуждали город прибегать к привлечению дополнительной рабочей силы путём организации многочисленных субботников и воскресников в неурочное время и в очень редкие выходные дни. В них постоянно принимали участие учащиеся вместе с преподавателями. Разгружали вагоны, ремонтировали дороги, подрабатывали зерно, копали картошку. Особенно тяжелой была работа по вытаскиванию на берег сплавляемых россыпью по реке Сакмаре 3х метровых бревен, мокрых, скользких и тяжелых.

Вспоминая те далёкие суровые годы, удивляешься сейчас откуда брались силы, чтобы в тяжелых условиях выполнять все эти работы. Видимо, страшное слово «Война!», как новгородский набат прозвучавшее по всей стране, объединило и умножило силы народа.

Первый выпуск молодых квалифицированных рабочих состоялся в марте 1942 года – 109 человек пополнили поредевшие ряды работников связи. Предприятия их ждали с нетерпением и сразу же включали в работу. Вообще проблем с трудоустройством выпускников у училища не было. Предприятия еще до выпускных экзаменов присылали в училище и в управление связи заявки на выпускников, часто персональные на тех, кто особенно отличился, будучи у них на производственной практике или на работах по заказам. Начиная с 1943 года выпускники направлялись не только на предприятия связи Чкалова и Чкаловской области, но по указанию Министерства далеко за её пределами от Киева на западе до Чукотки на востоке и от Петрозаводска на севере до Алма-Аты на юге.

В 1943 году по специальному указанию Министерства связи и Главного Управления трудовых резервов была произведена разовая подготовка группы радиооператоров – слухачей. Её готовил мастер производственного обучения Яков Аркадьевич Елин. Было подготовлено 26 человек, 11 юношей и 15 девушек. Из них 5 юношей и 11 девушек были сразу вызваны в Москву. О дальнейшей их судьбе мы ничего не знали. Лишь через 2 или 3 года в свой первый отпуск Миша Казанцев и Сеня Шмидт приехали в Чкалов и рассказали, что из Москвы их направили на Чукотку, на берег Берингова Пролива, на радиомаяк, обслуживающий воздушный коридор СССР – США, где остальные – они не знают. Было им тогда по 16 лет. На вопрос как им там жилось и работалось, Сеня ответил: «Работалось и жилось нормально. Кругом всё бело, чистота необыкновенная, не то, что здесь. Мы там с Мишей ни разу не болели, а сюда приехали – пыль, грязь, жара дышать нечем. Я вот здесь сразу простудился». В пятидесятых годах один наш ученик, вернувшийся после летних каникул от родственников, живущих в деревне в Донецкой области, рассказал, что сосед, живущий рядом, когда узнал, что он из Чкалова и учится в ремесленном училище связи, рассказал ему, что в их партизанском отряде был молодой парень радист-слухач, который ему рассказывал, что он из Чкалова, учился в ремесленном училище связи, а звали его Иван Борзило. Точная ли это фамилия, или кличка он не знает. Он погиб, когда отряд был окружен немцами. «Все вышли, а он погиб, потому, что уцепился за свою рацию и тащил её за собой волоком. Тут его и настигла пуля». В списках училища нет такой фамилии и мы не знаем кто скрывается под этой фамилией или кличкой, но кто бы он ни был вечная ему память и вечный покой! Такими, как ты, Ваня, славна Российская земля!

Одновременно с производственной деятельностью, коллектив училища упорно занимался улучшением и расширением своих учебных мастерских и лабораторий. Этому способствовало освобождение в этом здании некоторых помещений. Выехало общежитие милиционеров, вывезенных из блокадного Ленинграда. По утрам они, похожие на скелеты обтянутые кожей, поддерживая друг друга, выползали во двор училища, рассаживались на скамейках и молча, часами, грелись на щедром оренбургском солнце. Выехало управление Энергосбыта, занимавшие в здании большое помещение. Все эти и другие помещения были использованы под учебные кабинеты и мастерские. Все необходимые работы от ремонта дверей и полов до окраски стен и потолков, выполнялись учителями и мастерами производственного обучения и учащимися. В результате этого в училище были созданы лучшие, в условиях военного времени, кабинеты и лаборатории по сравнению с другими аналогичными учебными заведениями Чкалова. Был и стабильный, хороший преподавательский состав, часть его прибыла в Чкалов вместе с училищем, часть подобрана на месте, в Чкалове, это: завуч Сорокина А.И., мастера производственного обучения Кравченко, Четков А.П., Бородянский Л.Н., Балбеков, Сахаров, Чернов, Фролов, преподаватели Азимов, Цуккер Р.Б., Наскина, Дунаев, Колячина А.Н., Бородинская Р.Н.

По мере продвижения наших войск на запад и освобождением оккупированных территорий многие из них вернулись в родные края. Уехала обратно в Москву и директор училища Дора Мироновна Шевелева и с 11 июля 1944 года я вновь был назначен директором училища. Дора Мироновна не была специалистом связи и в учебный процесс не вмешивалась. Они занималась лишь административными и бытовыми вопросами и в этом деле много хорошего сделала для училища. Пришли новые не менее квалифицированные мастера производственного обучения и учителя. Это Омон Владимир Алексеевич. Омон - это не аббревиатура, а настоящая фамилия, не имеющая никакого отношения к Отряду Милиции Особого Назначения. Владимир Алексеевич, со свойственным ему юмором, рассказывал, что его предок – солдат армии Наполеона, вторгшегося в Россию, был взят в плен русскими, попал в Оренбург, женился на русской, обрусел и оставил после себя потомство русских с французской фамилией. Это был культурный, воспитанный человек, хороший инженер, пользовавшийся в училище всеобщим уважением; это преподаватель Пётр Андреевич Самокаев, в дальнейшем «Заслуженный учитель РСФСР»; мастера производственного обучения - участники Великой Отечественной Войны Петр Иванович Терентьев слесарь, токарь и механик высочайшего класса, из тех, кто может и блоху «подковать», инженер Можеев высококлассный специалист в области радиотехники, мастер Авербух, а так же мастера Герман, Кузнецов М.С., Абшистер М.И., преподаватель Бондарь Е.М., Казаков И.М.

Преподавательский состав училища старался быть на уровне последних достижений и усовершенствования в области электрической связи. С этой целью по инициативе училища Областным управлением связи, в помещении училища, был открыт технический лекторий по вопросам новых технологий, появления новых типов оборудования и усовершенствований в области электросвязи. Руководил лекторием на общественных началах главный инженер управления Сербов В.С., его заместителем был Омон В.А. Лекторий работал только для инженерно-технических работников предприятий связи города и училища. На нем с докладами выступали начальник управления связи Туркин С.С., Сербов В.С., Омон В.А., начальник радиопередающей станции Игнатьев И.Я., начальник городского радиотрансляционного узла Кутехов В.И. и другие инженерно-технические работники.

Продолжение следует: