Формула внедорожья Исландии не является широко известным автоспортом, но она существует уже более полувека. Коротко ее можно описать как "точное вождение по экстремально вертикальной местности".
То, что начиналось как рекреационные и тренировочные учения для исландских горноспасательных команд, быстро стало способом продемонстрировать широкой публике в действии спасательные автомобили и одновременно собрать деньги. Вскоре альпинисты захотели увидеть, чей внедорожник был лучшим, что привело к тому, что были сформированы команды и специально построены транспортные средства для проведения мероприятия. Все это немного иронично, потому что ездить по бездорожью в Исландии на самом деле незаконно.
Со временем машины, участвующие в соревнованиях Формулы внедорожников Исландии, стали только более экстремальными. В эти дни соревнования состоят из 1000+сильных установок с трубчатым шасси и лопастными колесами, которые способны преодолевать более или менее вертикальные поверхности.
Водители тестируют себя на различных трассах, некоторые из которых требуют жесткого бездорожья, в то время как другие ориентированы исключительно на скорость.
Во время соревнований Северо-Европейской Зоны (NEZ) в Хонефоссе, Норвегия, было два класса - "Модифицированный" и "Безлимитный", которые проходили на 12 трассах в течение двух дней.
Машины модифицированного класса основаны на серийных внедорожниках. Они должны иметь капот, крылья и боковые панели, напоминающие оригинальное транспортное средство, а их шины имеют меньшие размеры. На бумаге у этих машин есть свои недостатки, но опытный водитель может взять модифицированную машину на ту же высоту, что и внедорожник класса Unlimited.
Общее правило заключается в том, что большинство транспортных средств не очищают трассу, и лучший вариант - застрять или проехать вниз, приняв поражение. Тогда есть те, кто едет на грани, и часто их возвращение на землю немного менее грациозно.
На каждом маршруте водитель может заработать до 350 очков, которые накапливаются за то, как высоко он проехал, и вычитаются с такими ошибками, как остановка, движение назад, прикосновение или проезд по маркерам. На хронометрированных трассах, где все дело в том, чтобы сделать работу как можно быстрее, очки вычитаются за каждую десятую секунды, проигранную самому быстрому участнику.
Большинство команд управляют двигателями V8 с естественным всасыванием бензина, обычно с закисью азота, чтобы получить дополнительные лошадиные силы на пике. Как передний, так и задний дифференциалы заблокированы, как и центральная раздаточная коробка. Так что если одно колесо способно двигаться, все четыре колеса будут поворачиваться. Передаточная сила смещена к передним колесам, поэтому они поворачиваются немного быстрее для более отзывчивого управления на подъеме и оказывают тормозное воздействие на спуске - настоящий внедорожный трюк прямо здесь.
Несколько лет назад турбокомпрессоры стали более популярны в Формуле Внедорожников Исландии, поэтому такие двигатели, как этот увеличенный 2,4-литровый Honda K24, сейчас находят дорогу в топовые грузовики.
Что касается трансмиссий, то большинство ребят, похоже, выбирают Turbo 400 или Powerglide. В подвеске вы увидите либо катушки, либо более традиционную четырехзвенную компоновку как спереди, так и сзади с пневматическими упорами и гидравлическими ограничителями отбойников. Рулевое управление на каждом автомобиле также гидравлическое. Роликовые сепараторы изготовлены из 48-миллиметровой стали, и по регулировке должны выдерживать вес, в шесть раз превышающий вес буровой установки.
Модифицированные и неограниченные автомобили имеют различный рисунок протектора. Эти лопаточные шины для грузовых автомобилей Unlimited основаны на гоночных сликах с приваренными лопатами, в то время как автомобили класса Modified используют литые под давлением песчаные шины с меньшими "лопатами". Super Scooper и Bigger Digger - это два типа лопат. Супер скупер рисунок зигзагов слева направо, в то время как Bigger Digger является длинным ковшом для всей ширины шины.
В нем принимают участие в основном гонщики из Исландии и Норвегии, с организованными национальными и международными (NEZ) чемпионатами. На этом крупном мероприятии, которое я посетил, присутствовало около 30 автомобилей.
Зрелище сумасшедшее, но я также был удивлен, узнав, что после полного сезона езды вверх и вниз по этому исландскому карьеру, полное поле водителей и их "аппараты" устроят шоу в Bikini Bottoms Off Road Park в Соединённых Штатах.