Найти в Дзене

Наша большая беда — бытовое пьянство

На мой взгляд, отнюдь не дураки и дороги, а именно оно, так называемое бытовое пьянство, являются нашей главной бедой. Когда я немного подрос и начал понимать, как много и тяжело приходится работать сельским жителям, то не мог не проникнуться к ним искренним уважением. В большинстве своём они добросовестно трудились, несмотря на то, что эта работа почти не оплачивалась.

Но куда деться от того, что эти же самые люди могли по нескольку дней подряд мертвецки напиваться. Приходилось видеть их валяющимися пьяными на улице, гнусно ругающимися, избивающими друг друга до полусмерти, а порой и до смерти. Денег на покупку спиртного в магазине у людей не было, поэтому пили, в основном, брагу и домашнее пиво. Самогоноварения в уральской деревне почти не было.

Любители выпить, включая женщин, прекрасно знали даты престольных праздников в деревнях и сёлах на десятки километров вокруг. И это несмотря на то, что часовен и церквей практически давно уже не было. Но память о том, кому из святых они были посвящены, оставалась. Дни их поминовения и считались престольными праздниками.

В каждой деревне, в каждом селе считалось непозволительным не приготовить угощение к своему "престолу". Боялись обвинения в жадности. И шли люди на очередной "престол" порой за десятки километров. А ведь были и ещё десятки поводов сварить пиво или приготовить брагу!

Сама процедура угощения была довольно своеобразной, а с точки зрения сегодняшнего дня, почти дикой. Заваливающуюся в очередной дом ораву кормить было не принято, да и не под силу это было бы в полунищей деревне. Гости рассаживались на лавках вдоль стен, а хозяйка наполняла стакан брагой и подносила его первому из них. Опустевший стакан наполнялся снова и подносился следующему по порядку. И так по кругу пили из одного стакана, пока посудина с выставленной выпивкой не опустеет.

Далее все переходили в следующий дом, и всё начиналось сначала. Пили практически на голодный желудок. Поскольку выпивка, содержала кучу сивушных масел и других вредных примесей, она действовала на пьющих, порой, сногсшибательно. Причём, в самом буквальном смысле этого слова.

В деревне, в отличие от города, все и всё на виду, а значит, всё это видели с самых малых лет и дети. К тому же, как известно, в России издавна терпимо относились к пьяным: "Подумаешь! Ну, перебрал человек — с кем не бывает!" И дети начинали брать пример со старших, а главное — считать выпивку не просто допустимой, но и привлекательной для себя.

Летом, после девятого класса, я был приглашён на день рождения девушки. Думая, что отмечаться он будет так же, как у нас дома, я приготовил подарок и пришёл в назначенное время. И увидел неожиданную картину — на лавках вдоль стены сидели, но не взрослые мужчины и женщины, а наши сверстники.

А потом началась до боли знакомая процедура обноса гостей брагой. Первый стакан этой противной жидкости я заставил себя выпить, а потом предпочёл смыться под каким-то благовидным предлогом. Что самое страшное, это всё происходило, несомненно, с согласия родителей.

Последствия этого, так называемого бытового пьянства, хорошо известны. В 2014 году мы с одноклассницей вспоминали тех, кто вместе с нами учился в вильвенской школе. Из мужской его части к этому времени в живых осталось всего два человека — я и мой друг детства Толя, о котором я несколько раз упоминал.

Продолжение

Предыдущая статья

Первая статья "Самый страшный год в моей жизни"