Часть 1 можно прочесть здесь
Прослушивание и сравнение.
Отметив скотчем выбранные мною в экспресс-тестах позиции для АС по «золотому сечению», я провел сравнение с теми позициями, которые обычно использовал при повседневном прослушивании.
Не претендуя на научный трактат, а лишь ради собственного любопытства, я так же провел замеры АЧХ в обеих позициях для АС, и с различным углом их разворота в сторону слушателя. Потому как интересно было сравнить свои субъективные впечатления с графиками, которые я получил по результатам замеров. Так же стоит учитывать, что представленные мною графики не претендуют на безоговорочную достоверность АЧХ акустических систем в помещении. Но, учитывая общую точку отсчета, они все-таки несут информативность о том или ином положении АС в пространстве.
Начнем с привычной мне точки расположения АС. График для нее, полученный на розовом шуме, выглядит вот так:
Рассматриваем пиковую кривую желтого цвета, на белую не обращаем внимания. Для удобства сравнения, здесь же размещу следующий график:
Субъективные впечатления совпали с тем, что я увидел на последнем графике: общая картина по НЧ стала восприниматься, как более ровная. Схожую ситуацию можно наблюдать и в зоне СЧ/ВСЧ. В целом, звуковая картина стала более равномерной.
По поводу пика в районе 10 кГц – он преследует меня везде, и это наверняка специфика использованного мною метода замера АЧХ. Тем не менее, даже рассматривая его в качестве «паразитного» – в данном случае он предоставляет наблюдателю некую информативность.
На последнем графике этот пик более острый. Ощущения были схожими – «искорки» явно прибавилось. Думаю, что изменения в области средних и высоких частот были вызваны приближением АС к измерительному микрофону. По поводу построения сцены – в общих чертах, мне все понравилось. В сравнении с моей обычной расстановкой АС, стала лучше глубина и локализация.
Но не все так гладко, как хотелось бы.
Да, бас стал гармоничнее, но вместе с этим значительно уменьшился уровень громкости, на котором резонансы комнаты начинают вмешиваться в звучание системы. Если доверять моему слуху и генератору частот, помещение резонирует примерно на 54-56 Гц. Учитывая настройку фазоинвертора полочников на 55 Гц, до определенного уровня громкости этот резонанс не мешает совсем. Но после превышения лимита громкости эти герцы начинают сотрясать платяной шкаф. Так вот, в точках «золотого сечения» резонансы словно активизировались.
Полагаю, что для прослушивания в ближнем поле на невысокой громкости это будет хорошим вариантом, для моей комнаты.
Вечерело. Осмотрев с лоджии опустевшие улицы столицы и вдохнув свежего воздуха, я продолжил эксперимент.
Теперь АС стояли, в упор глядя на меня коаксиальными драйверами. Первый замер АЧХ в обычном положении АС, но с разворотом на слушателя:
Для сравнения – следующий график. АС так же развернуты на слушателя, но расстановка по «золотому сечению»:
Касаемо субъективных интерпретаций этого способа прослушивания – вопросов у меня практически не возникло. В области низких частот звучание стало более умеренное, по сравнению со стандартной расстановкой.
С увеличением громкости до уровня, который немного больше того, что я использую для длительного прослушивания, резонансы помещения не вмешивались, как в прошлый раз.
Воображаемая сцена очертилась и очень уверенно демонстрировала позиции всех инструментов и вокалистов. Пожалуй, было даже ощущение излишней концентрации информации в пространстве между акустикой. Похоже, направленность драйверов на слушателя сыграла свою роль: при таких небольших размерах стороны треугольника системы «АС – слушатель» у меня создалось впечатление, что музыкантам и вокалистам тесно. Методика «закрой глаза и укажи пальцем, где контрабас» здесь так же работала, но пространство между контрабасом и, например, барабаном не ощущалось так, как при более привычной мне расстановке акустики. Мне кажется, что опыт прослушивания АС в среднем/дальнем поле вносит свои корректировки и требования, которые не применимы к прослушиванию в ближнем поле.
Выводы.
Был ли такой опыт полезен? Несомненно, да!
Оставил ли я акустику в точках по «золотому сечению»? Нет. И на то есть ряд причин, которые я, собственно, уже описал выше. Ориентируясь на расчитанные точки, в своем помещении я получил конфигурацию, которая вынуждает меня к прослушиванию в практически ближнем поле. А мне масштаб да размах подавай, чтобы аж УХ!
Но, опираясь на полученные результаты, я нашел новое положение для АС, которое не совсем соответствует «золотому», но все же лучше, чем то, к которому я привык.
Несомненно, что данный способ дает основательную пищу для размышлений, и, в моем случае, эти размышления увенчались успехом.
Думаю, что данная теория справедливо заслуживает внимания, и однажды, когда впечатления улягутся, я проведу повторные испытания в комнате с другими параметрами.