Найти в Дзене

Биография Людвиг ван Бетховена. Часть VII

Тем временем Бетховен написал три последние фортепианные сонаты (1820-22) и десультирующе работал над симфоническими зарисовками. За мессой последовало его последнее важное фортепианное произведение (выполненное в 1823 году), вариации на тему, которую издатель и композитор Антон Диабелли прислал ряду композиторов, в том числе и Бетховену. Большинство из них, в том числе Шуберт и сам эрцгерцог Рудольф, были вынуждены; Бетховен сначала отказался, затем передумал и решил сам написать полный набор из 33 вариаций. Начала складываться симфония № 9, к следующему году (1824) она была завершена и исполнена вместе с частями из "Миссы Великой" и увертюры, соч. 124, с большим успехом в театре имени Кернтнера. Композитор, якобы курировавший премьеру симфонии, оставался не в курсе аплодисментов до тех пор, пока один из солистов не заставил его обратиться к публике. Девятая симфония стала последним произведением Бетховена для масштабных сил. Последний заказ поступил в 1823 году от Князя (князя) Ник

Тем временем Бетховен написал три последние фортепианные сонаты (1820-22) и десультирующе работал над симфоническими зарисовками. За мессой последовало его последнее важное фортепианное произведение (выполненное в 1823 году), вариации на тему, которую издатель и композитор Антон Диабелли прислал ряду композиторов, в том числе и Бетховену. Большинство из них, в том числе Шуберт и сам эрцгерцог Рудольф, были вынуждены; Бетховен сначала отказался, затем передумал и решил сам написать полный набор из 33 вариаций.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/164715/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/164715/

Начала складываться симфония № 9, к следующему году (1824) она была завершена и исполнена вместе с частями из "Миссы Великой" и увертюры, соч. 124, с большим успехом в театре имени Кернтнера. Композитор, якобы курировавший премьеру симфонии, оставался не в курсе аплодисментов до тех пор, пока один из солистов не заставил его обратиться к публике. Девятая симфония стала последним произведением Бетховена для масштабных сил.

Последний заказ поступил в 1823 году от Князя (князя) Николая Голицына, который предложил по 50 дукатов за три струнных квартета. Бетховен принял его с энтузиазмом, хотя только в 1825 году был создан первый из трех - струнный квартет ми-бемоль мажор, соч. 127. Далее последовало не два, а четыре, в том числе и дополнительное движение, которое было заменено первоначальным фугальным финалом (Grosse Fuge) Струнного квартета си-бемоль мажор, соч. 130. Последний из этих квартетов - Струнный квартет си-бемоль мажор - был завершен в 1826 году, примерно во время попытки Карла покончить с собой; самый большой из них, опус 131, был посвящен Иосифу, Фрейхеру (барону) фон Штуттерхайму, военному офицеру, который в каком-то смысле взял Карла под свое крыло после этого печального события.

То лето Бетховен провел в имении своего оставшегося в живых брата Николая Иоганна. По возвращении в Вену он заразился пневмонией, от которой так и не смог полностью излечиться. Он остался прикованным к постели и умер от цирроза печени в Вене 26 марта 1827 года. На похоронах три дня спустя присутствовало 20 000 человек. Среди них был знаменитый пианист Иоганн Непомук Хуммель; среди факелоносцев был Шуберт; величайший из ныне живущих австрийских драматургов Франц Грилльпарцер написал тогда националистическую похоронную речь.

Репутация и влияние

Достижение Бетховена

Самым большим достижением Бетховена было поднятие инструментальной музыки, до сих пор считавшейся уступающей вокалу, на высшую ступень искусства. В XVIII веке музыка, будучи в корне не имитационной, была поставлена на более низкое место по сравнению с литературой и живописью. Ее высшими проявлениями считались те, в которых она служила тексту - кантата, опера, оратория - соната и сюита, низведенные на более низкую ступень. Сочетание ряда факторов привело к постепенному изменению мировоззрения: инструментальное мастерство оркестра Мангейма, сделавшее возможным развитие симфонии; реакция писателей на чистый рационализм в пользу чувства; сочинения Гайдна и Моцарта. Но, прежде всего, именно пример Бетховена сделал возможным позднероманский диктат английского эссеиста и критика Вальтера Патера: "Все искусства стремятся к состоянию музыки".

После Бетховена уже нельзя было говорить о музыке только как об "искусстве приятных звуков". Его инструментальные произведения сочетают в себе мощную интенсивность чувств с до сих пор немыслимым совершенством дизайна. Он перенес на более высокий уровень развития, чем его предшественники, все унаследованные формы музыки (за исключением оперы и песни), но особенно симфонию и квартет. В этом он был наследником Гайдна, а не Моцарта, чьи наиболее яркие достижения лежат скорее в опере и концерте.

Три периода творчества

Именно его биограф Вильгельм фон Ленц впервые разделил выход Бетховена на три периода, пропустив годы обучения в Бонне.

  • Первый период начинается с завершения Трех трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 1, в 1794 году и заканчивается примерно в 1800 году, в год первого публичного исполнения Первой симфонии и Септеты.
  • Второй период продлится с 1801 по 1814 год - от Сонаты для фортепиано до минор (Лунная соната) до Сонаты для фортепиано ми минор, соч. 90.
  • Последний период длится с 1814 по 1827 год, год его смерти.

Несмотря на то, что это деление является полезным, оно не может применяться жестко. Сочинение, начатое в одном периоде, часто могло быть завершено в другом, отсюда и существование таких переходных сочинений, как Третий фортепианный концерт, который частично относится к первому периоду, а частично - ко второму. Опять-таки прилив зрелости Бетховена прогрессировал с разной скоростью в зависимости от его знакомства со средой, в которой он сочинял.

Продолжение следует...

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI