Собор Святой Софии - удивительный памятник византийского зодчества, успешно переживший череду переломных исторических событий. Сменялись века, правители, конфессии, рушились империи, стены собора страдали от землетрясений, пожаров и войн, но Святая София, как птица Феникс, неизменно возрождалась, порой буквально из пепла. Крайне неудачно складывалась судьба раннехристианских базилик - предшественниц собора Святой Софии. В годы, когда христианство утверждалось в качестве официальной религии Римской империи, в Константинополе, как и в Риме, начали активно строить базилики на месте античных храмов, посвящённых богам и богиням греческого пантеона.
Дошедшее до нас здание Святой Софии было возведено на пепелище сгоревшей в 532 году византийской базилики, которая в 415 году заменила свою предшественницу - сгоревшую Большую церковь (Megale Ekklesia), построенную в 360 году.
Первая христианская церковь Megale Ekklesia была построена тоже не на пустом месте, а на руинах античного храма Артемиды. Точную дату строительства Большой церкви историки оспаривают до сих пор. Известно только, что освящена Megale Ekklesia была в 360 году императором Констанцием II. В те годы в Константинополе проповедовали ариане, считающие, что Христос не единосущен Богу. Когда в 380 году в Константинополь прибыл император Феодосий I, он по просьбе народного собрания вверил Константинопольскую церковь Григорию Богослову - проповеднику и защитнику никейской веры. В 381 году, после проведения второго Вселенского собора, осудившего ариан, Григорий Богослов был назначен законным архиепископом константинопольским. После смерти в 395 году Феодосия I - последнего императора единой Римской империи, и череды закулисных перестановок среди патриархов, в качестве нового архиепископа константинопольского в 397 году был приглашён из Антиохии Иоанн Златоуст. Вскоре после своего назначения он был втянут в конфликт с императорским домом и несправедливо обвинён в ереси. Главной обвинительницей Иоанна Златоуста была императрица Евдоксия - жена императора Аркадия. Супруга императора не отличалась верностью, о чём поведал всему Константинополю в своих неосторожных иносказательных проповедях принципиальный архиепископ. Предвзятый суд даже приговорил Иоанна Златоуста к смертной казни, но позже приговор смягчили, и просто выслали в 404 году архиепископа из Константинополя. Возмущённый народ поднял восстание после изгнания своего проповедника, в ходе которого, по древней традиции, была сожжена ни в чём не повинная церковь Megale Ekklesia.
Император Феодосий II приказал возвести на том же месте новую базилику, но и она сгорела в 532 году во время очередного народного восстания, под названием "Ника".
Судить о том, какими были сгоревшие раннехристианские базилики можно только по археологическим находкам и древним описаниям летописцев. Историки предполагают, что базилика Феодосия была похожа на базилику Святой Ирины, подвергшуюся многократным перестройкам, но сохранившуюся до наших дней в первом дворе дворца Топкапы.
В археологической зоне возле стен собора Святой Софии можно увидеть фрагменты фризов, колонн раннехристианских базилик и другие мраморные блоки, обнаруженные в ходе раскопок в 1935 году.
Строительство собора Святой Софии на пепелище сгоревших базилик началось в 532 году сразу после подавления восстания "Ника". Для возведения нового собора император Юстиниан пригласил двух учёных мужей - математика и физика Анфимия Тралльского и профессора геометрии и механики Исидора Милетского, которые до этого построили в Константинополе церковь святых Сергия и Вакха, позднее получившую второе название "Малая София". Учёные спроектировали огромный купол, диаметром 31 метр, но в первый же год строительства базилики Анфимий умер. В истории чаще упоминается имя Исидора Милетского - главного архитектора Святой Софии.
Для возведения собора свозили строительные материалы со всех концов империи. Порфир доставляли из Египта, мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе, зелёный мрамор - из Фессалии, а жёлтый камень - из Сирии. Для украшения собора использовали не только ценные породы мрамора, но и драгоценные металлы. Ходили легенды, что Юстиниан собирался покрыть стены собора Святой Софии золотом от пола до его сводов, но вовремя передумал. Над возведением грандиозного сооружения трудилось десять тысяч рабочих в течение пяти лет. Храм освятил 27 декабря 537 года константинопольский патриарх Мина ещё при императоре Юстиниане, но мозаичные украшения были закончены чуть позднее - в годы правления Юстина II - приемника Юстиниана.
Неоднократно страдавший от землетрясений собор Святой Софии периодически укрепляли новыми контрфорсами и столбами, поддерживающими купол. После землетрясения 558 года треснувший купол восстанавливал Исидор Младший - племянник Исидора Милетского. В 989 году обрушившийся купол воссоздал армянский архитектор Трдат. В период иконоборчества, длившийся с 726 до 843 года с некоторыми перерывами, из собора были удалены все иконы и статуи святых. Большинство мозаик, украсивших собор в IX-XII веках, сохранились до наших дней. Многие святыни и иконы были украдены в 1204 году во время осквернения собора крестоносцами. После разграбления Святой Софии в различные церкви Западной Европы были вывезены такие реликвии, как: плащаница Иисуса Христа, риза Богородицы и мощи нескольких святых.
В 1261 году Константинополь был отвоёван византийцами, которые всерьёз занялись восстановлением собора Святой Софии. Были возведены новые контрфорсы в западной части собора. Продолжились реставрационные работы и в годы правления Андроника II в 1317 году. В середине XIV века в Константинополе было ещё два землетрясения - в 1344 и 1346 годах. Купол собора вновь был частично обрушен, а по стенам пошли трещины. Для богослужений храм закрыли до 1354 года на время восстановительных работ. Последнее столетие византийского правления отлично характеризует запись английского историка Эдвина Пирса, составленная на основе византийских источников, в которых было описано христианское богослужение, прошедшее в ночь с 28 на 29 мая 1453 года такими словами: "Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии,и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме..."
Константинополь был захвачен османами 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II, восхищённый собором Святой Софии, приказал укрепить его стены и построить контрфорсы в восточной части здания. Церковь была превращена в мечеть, а на юго-востоке был построен деревянный минарет, который позднее заменили на каменный. В годы правления Селима II архитектор Синан возвёл ещё один минарет на северо-востоке. Два других минарета тоже были возведены Синаном, но уже в годы правления Султана Мурада III.
В новообретённой мечети по мусульманской традиции были построены минбар (кафедра имама) и михраб (ниша в стене, ориентированная в сторону Мекки). Большинство византийских мозаик были закрыты штукатуркой, что, по предположению некоторых исследователей, спасло их от времени.
Глобальная реставрация Святой Софии была проведена по распоряжению султана Абдул-Меджида в период между 1847 и 1849 годами под руководством швейцарских архитекторов - братьев Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Для масштабных реставрационных работ тогда было привлечено 800 рабочих, которые обновили внутреннее убранство здания, укрепили основание купола металлическими кольцами-стяжками и надстроили минареты, сделав их равными по высоте.
В ходе восстановительных работ братья Фоссати построили новую султанскую ложу, отреставрировали михраб и минбар, а стены украсили щитами с каллиграфическими надписями, автор которых - Казаскер Мустафа Иззет Эфенди.
Большинство мозаик были раскрыты во время реставрации 1932 года. Самая известная мозаика апсиды с изображением Богородицы, сидящей на украшенном драгоценными камнями престоле с младенцем Иисусом на коленях, датируется 867 годом. Эта мозаика была выполнена вскоре после того, как закончился иконоборческий период.
Масштабные мозаики Святой Софии, как предполагают исследователи, создавались не одним художником, а группой мастеров. На частично раскрытой мозаике, под названием "Деисус" , изображены Иоанн Креститель и Дева Мария, молящие Христа о спасении рода человеческого. Это мозаичное панно было создано, предположительно, на рубеже XII и XIII веков.
Мозаичный Деисус находится в южной галерее на втором этаже собора Святой Софии. Там же можно увидеть ещё несколько мозаичных панно. Одно из них носит название "Мозаика императрицы Зои". В центре этой композиции изображён Спас Вседержитель, Его лик окружён нимбом, как и головы императорской четы. Предположительно, это панно было создано в XI веке, когда соправителем императрицы Зои был её третий, и последний супруг - Константин IX Мономах. После кончины императрицы в 1050 году, её супруг пытался добиться канонизации покойной жены, но народ не одобрил его решения, помня о её скандальной личной жизни, наполненной любовными похождениями, и церковь не позволила Константину причислить Зою к лику святых.
Вскоре после смерти императрицы Зои в Константинополе произошло судьбоносное событие, которое привело к христианскому расколу - разделению единой Церкви на римско-католическую церковь на западе с центром в Риме и православную - на востоке. Главной причиной этого раскола историки считают стремление папы римского Льва IX подчинить себе юг Италии, который находился в то время под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха, и получить при этом военную помощь в борьбе с норманнами от строптивой Византии или от Руси, конфликтовавшей с Византией. Легаты, посланные в 1054 году папой римским Львом IX в Константинополь для решения конфликта, не смогли добиться успеха. Уже после смерти Льва IX папские легаты от имени уже покойного папы в соборе Святой Софии предали анафеме патриарха Керуллария и всю восточную церковь. В ответ на это, собранный под председательством патриарха собор 20 июля 1054 года предал анафеме папских легатов и их петицию, написанную кардиналом Гумбертом - посланником Льва IX.
В восточном торце южной галереи рядом с "Мозаикой императрицы Зои" находится мозаичное панно с изображением Богородицы с младенцем Иисусом на руках, императора Иоанна II Комнина, передающего большую сумму денег на нужды храма Святой Софии, и его супруги - императрицы Ирины со свитком в правой руке. Эта мозаика датируется XII веком.
Над мозаичным панно виден стык мраморных панелей. При облицовке стен собора применялась очень эффектная техника, демонстрирующая природный рисунок мрамора. При распиле мраморных блоков камнерезы разрезали панель пополам, затем обе половины соединяли так, чтобы был виден "разворот" мрамора, как в раскрытой книге. Такую технику называли "Book-matching".
Мозаика, изображающая императора Александра в царском облачении, была обнаружена на восточной стороне северо-западного столба галереи второго яруса только во время реставрации в 1958 году. Несмотря на то, что существование этой мозаики было зафиксировано на чертежах братьев Фоссати, считалось, что она погибла во время землетрясения в 1894 году.
При реставрации братьев Фоссати были раскрыты только те части мозаик, которые изображали геометрические и орнаментальные узоры. Мозаики, изображающие святых, ангелов и императоров, были заново заштукатурены. Паруса, поддерживающие купол, были раньше украшены древними мозаиками, изображающими крылатых серафимов. Братья Фоссати заменили две разрушенные мозаики из четырёх на фрески, а лики серафимов закрыли медальонами с геометрическим узором. Недавно экспертами был открыт лик одного из серафимов, изображённых на парусах.
На мозаичном панно над Царской дверью изображён император Лев VI Премудрый коленопреклонённый перед Иисусом Христом, сидящим на украшенном драгоценными камнями престоле с Евангелием в руках, открытым на словах "Мир вам. Я есть свет этого мира". По сторонам от него в медальонах изображены Богородица и архангел Михаил. Эта мозаика, предположительно, была создана в конце IX - начале X веков.
В 1934 году Святая София по распоряжению Мустафы Кемаля Ататюрка была перепрофилирована из мечети в музей. Христиане неоднократно предлагали вернуть Святой Софии статус христианского храма. Мусульмане же настаивают, что музей надо превратить в мечеть. Городские власти пока держат разумный и прагматичный нейтралитет. Многочисленные туристы, приезжающие в Стамбул, приносят неплохой доход городской казне, покупая билеты в музей собора Святой Софии. По своей популярности он разве что уступает дворцу-музею Топкапы, про который можно прочитать в моих предыдущих статьях. Фотоотчёт про Цистерну базилику будет опубликован в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.