С нашим давним и полюбившимся многим читателем экспертом Зои Лионидас, историком, лингвистом, переводчиком с древних языков, мы продолжаем наш разговор о средневековом пире.
- Скажите, Зои, начало праздненства знаменуется подачей блюд. Как происходило это в то время?
- Интересно, что в эти времена использовалась т.н. «французская» подача блюд, то есть, вносили их попеременно, строго соблюдая порядок подачи. Уже в Новое Время ее сменит «русская подача», ставшая модной при последних Людовиках – когда все блюда ставили на стол одновременно и каждый желающий мог выбрать для себя то, что ему больше нравилось.
Но вот гости заканчивали угощаться закусками, после чего менялись приборы и полотенца для вытирания рук. Надо сказать, что чаще всего подобное «полотенце» было одно на весь стол, и представляло собой длинный кусок льняной ткани, которую попросту протягивали от одного конца стола до другого, с той стороны, где сидели гости. Вообще, уже во времена Высокого Средневековья утонченная аристократия тайно презирала грубые манеры своих далеких предков – жарить цельные туши прямо в пиршественном зале, и здесь же кинжалами отхватывать куски мяса.
- Так зарождался этикет?
- В более поздние времена столовый этикет прививался молодым аристократам с детства, существовала целая литература (одно из изданий, написанных под впечатлением европейской поездки Петра вам, без сомнения, хорошо известно. Это «Юности честное зерцало», где так же скрупулезно и строго излагается, как вести себя молодому и хорошо воспитанному дворянину или дворянке.
- Какие же существовали правила?
- В сущности, правила были достаточно единообразны: не кричать, не махать руками, не хватать с блюда лучшего куска, и т.д. – надо сказать, они практически не изменились с тех пор, за одним любопытным исключением: женщинам полагалось есть несколько меньше чем их мужьям и братьям, воздушные и грациозные создания, каковыми полагались тогдашние дамы не могли демонстрировать прилюдно столь земного и тривиального свойства как хороший аппетит. Но вернемся.
- Наша трапеза набирает обороты...
- Итак, закуски на столе сменялись «супами». Надо сказать , что в те времена подобным словом далеко не всегда называлось привычное нам «первое» - но любое вареное или тушеное в соусе блюдо. Что еще любопытней, само слово souppe (так оно выглядело в среднефранцузком языке) обозначало не саму жидкость, но куски хлеба, которыми полагалось ее вымачивать. Современное значение придет несколько позднее. «Супы» отличались исключительным разнообразием. Так, например, на уже упомянутом пиру у аббата Ланьи в качестве первой перемены подавался «салемин» - двойная уха из дорогой рыбы, а также соленая сельдь, загодя вымоченная в воде с гарниром из овощей и трав. В качестве приправ к «супам» полагался миндаль, имбирь, восточная гвоздика, и наконец, драже. Из других документов времени мы знаем «супы» - тушеное рагу из свинины с белым виноградом, курица с пряностями и густой подливкой из миндаля, «белый» суп с курятиной и рисом и т.д.
- Подавалось всё горячим?
- В замках кухня, как правило, располагалась в удаленном крыле или даже в отдельном здании – во избежании пожаров, а для того, чтобы блюдо не остыло во время длинного путешествия по холодным коридорам, хитроумные изобретатели того времени придумали переносную жаровню, или очень толстые выпуклые блюда, которые закрывали пищу с обеих сторон а для верности еще оборачивались толстым полотенцем, создавая некое подобие термоса. Посему, еда прибывала горячей и аппетитной, к полному удовольствию гостей.
- Ели молча?
- Как было уже сказано, пир служил не только и не столько для набивания животов, но и для развлечения многочисленных гостей. Посему, загодя в замок приглашались артисты –фокусники, дрессировщики с собаками или обезьянами, танцоры, певцы, и наконец, полноценные театральные труппы. В частности, нам известно, что Джон Бедфорд «регент Франции для короля Английского» в последний период Столетней войны, печально известный тем ,что под его руководством разворачивался процесс Жанны – имел при своем дворе полноценную певческую и музыкальную капеллу, исполнявшую к удовольствию его гостей религиозные и светские песнопения.
Жиль де Рэ, ставший прототипом сказочного злодея Синей Бороды имел свою театральную труппу, для которой, по-видимому, сам же писал драмы и комедии. Самой известной из них стала, без сомнения «Мистерия Орлеанской осады», где не сцене появлялись Жанна, Бедфорд, Господь Бог и наконец, сам хлебосольный хозяин (конечно же, в исполнении профессионального актера).
- Что было модным ставить на потеху публики?
- В качестве спектаклей могли выступать Библейские и античные сюжеты, в частности, на пиру, данном в честь коронации любимой супруги, Карл VI приказал поставить в пиршественной зале мини-крепость, должную изображать древнюю Трою, вокруг которой разворачивалось батальное действо – троянцы против греков.
Подобные представления не только развлекали гостей, но и позволяли им несколько отдохнуть после каждого блюда, прежде чем приступить к следующему. Кроме того, на балконе над пиршественной залой обязательно играла музыка, и подача блюд могла из раза в раз прерываться танцами, до которых наши предки были весьма охочи, несмотря на недовольство церковников.
Продолжение здесь.