Часто государству или государственной компании требуется для своих целей, разумеется очень важных и общественно-значимых, изъять тот или иной кусочек земли.
Разумеется земля имеет свою рыночную стоимость, а также стоимость кадастровую (обычно завышенную) используемую для целей налогообложения. Через суд, для снижения налогов, можно привести кадастровую стоимость в соответствие с рыночной.
Однако есть ещё и третья цена - цена назначаемая, когда Ваш участок собирается выкупить государство или гос.компания.
Итак: Иванов владел земельным участком площадью 100 000 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов оптовой торговли. Кадастровая стоимость участка была 400 млн. рублей, рыночная около 200 млн. рублей. Участок потребовался Государственной "Российские автомобильные дороги" (далее: ГК "Автодор") для строительства платной автодороги, Иванову предложили выкупить его за 50 млн. рублей, что было в 4 раза ниже рыночной стоимости. Иванов такое предложение отверг.
Для таких случаев предусмотрен судебный, а именно с иском о принудительном выкупе земельного участка, с оценкой стоимости участка в рамках судебной экспертизы.
ГК "Автодор" обратилась к Иванову с иском о принудительном изъятии земельного участка, для нужд Российской Федерации, с возмещением рыночной стоимости земельного участка в размере 50 млн. рублей. При этом с освоением земельного участка Автодоровцы медлить не стали, приступив к строительству дороги на участке Иванова, ещё до обращения в суд.
Между тем, судебное дело затянулось
По делу было проведено две судебные экспертизы:
ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы было представлено заключение эксперта № А в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка рассмотрения спора составляет 160 млн. рублей.
ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации, заключение эксперта № Б. В данном экспертном заключении Рыночная стоимость земельного участка определена в размере 130 млн. рублей.
Решением Н-ского районного суда Воронежской области от августа 2016 г. суд постановил об изъятии участка со взысканием в пользу Иванова 130 млн. рублей.
Апелляционным Определением Воронежского областного суда от октября 2016 г. суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГК Автодор – без удовлетворения.
Постановлением Президиума Воронежского областного суда от апреля 2017 г. решение и апелляционное определение отмены. Дело направлено на новое рассмотрение в Н-ский районный суд Воронежской области.
Через год, новым решением Н-ского районного суда Воронежской области от августа 2017 г. суд постановил об изъятии участка со взысканием в пользу Иванова всего 50 млн. рублей.
На тот момент Автодор уже завершил строительство платной автодороги и приступил к её эксплуатации. Иванов получил свои деньги 50 млн. рублей лишь, через год, при этом весь этот период он вынужден был платить немалые налоги за свой участок на котором вел Автодор вел строительство платной автомагистрали.
Но на этом история не заканчивается. Желая снизить налоговую нагрузку Иванов, обратился в суд за приведением кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью. И суд конечно же определил эту рыночную стоимость (а именно стоимость участка с которой Иванову следовало платить налог) - стоимость составила 200 млн. рублей. Не 50 млн. рублей за которую Автодор забрал землю, не 160 млн. рублей определенную экспертизой номер "А", и не 130 млн. рублей определенную экспертизой номер "Б". Что самое смешное в этом деле - это то, что оценку рыночной стоимости, положенную в основу судебного решения, проводил один и тот же центр экспертизы при министерстве юстиции, применив совершенно различные методы расчета, и получив результаты отличающиеся друг от друга на десятки миллионов рублей. Это к вопросу о двойных стандартах.
Берегите себя, защищайте свои инвестиции.