Найти в Дзене

Биография Людвиг ван Бетховена. Часть VI

Последние годы великого композитора

С началом долгого правления Клеменса, Фюрста (принца) фон Меттерниха, и так называемого бидермейерского периода, отмеченного простотой и уютом в искусстве и дизайне, творческая жизнь Бетховена вступила в свою третью и завершающую фазу. Из-за своей глухоты он стал как никогда затворником. Его темп композиции тоже начал снижаться. Произведения, написанные в период с 1815 по 1827 год, составляют лишь малую часть его творчества после 1792 года; однако плотность музыкального мышления намного превосходит все, что он сочинял до этого. Несмотря на то, что в настоящее время он все меньше приходит в общество, он все больше и больше заботится о делах, не всегда приносящих счастливые результаты.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/2954889/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/2954889/

Примерно в это же время он вступил в контакт с Лондонской филармонией. Ранее, в 1803 году, к нему обратился эдинбургский издатель Джордж Томсон с предложением написать сонаты на основе шотландских народных мелодий. Хотя ничего из этого не вышло, Томсону несколько позже удалось заключить с ним контракт на переложение национальных народных мелодий для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано, каждая из которых снабжена вступлением и кодексом. На протяжении многих лет они оставались для Бетховена легким и выгодным источником дохода. Однако именно в 1815 году, когда ученик Бетховена Фердинанд Рис поселился в Лондоне и стал одним из основателей-членов Филармонического общества, английские меломаны начали проявлять активный интерес к популяризации произведений Бетховена. Другой член общества, Карл Нейт, посетил Бетховен в Вене, а позже ввел в действие три новые увертюры, которые будут исполняться обществом. Однако увертюры Кёнига Стефана ("Король Стефан"), Наменсфейера ("Именной день") и Die Ruinen von Athen ("Руины Афин") появились поздно, и открытие, что они не являются новыми, в конце концов, вызвало значительные неприятные ощущения; с течением времени отношения стали напряженными с обеих сторон. Рис многое сделал для примирения, но визит в Лондон, запланированный еще в 1813 году, так и не состоялся, хотя Бетховен продолжал надеяться на это. Филармония никогда не переставала интересоваться музыкой Бетховена, и она, несомненно, сыграла важную роль в генезисе Девятой симфонии, которую она в каком-то смысле заказала. В архиве общества хранится автограф первой части с посвящением композитора. Однако первое исполнение произведения состоялось не в Лондоне, а в Вене, а печатное издание было посвящено Фридриху Вильгельму III, королю Пруссии. Бетховен на смертном одре получил от общества подарок в 100 фунтов стерлингов, что глубоко тронуло его.

В 1815 году все перспективы зарубежных путешествий для Бетховена были прерваны смертью его брата Каспара Антона Карла, оставившего вдову Иоанну и сына Карла в возрасте девяти лет. Завещание, по которому Бетховен и вдова назначались совместными опекунами, было оспорено Бетховеном на основании безнравственности вдовы; и после трех лет судебных разбирательств он выиграл свое дело. Но, несмотря на всю любовь, которую он испытывал к молодому Карлу, Бетховен был далек от идеального опекуна. Ссоры между дядей и племянником были частыми и ожесточенными и достигли своего апогея в 1826 году, когда Карл, незадолго до того, как сел на университетский экзамен, попытался покончить жизнь самоубийством. Он поправился в больнице, и Бетховен, по совету друзей, неохотно согласился, чтобы мальчика отправили на армейскую карьеру. Оказавшись вдали от дяди, Карл, кажется, ведет успешную, законопослушную жизнь. Но события 1826 года глубоко расстроили Бетховена и почти наверняка ускорили его смерть.

Важные композиции заключительного периода начинаются со скромного, но новаторского песенного цикла An die ferne Geliebte ("Далекой возлюбленной"; возможно, это произведение было призвано увековечить его неудавшийся роман с "Бессмертной возлюбленной"), Две сонаты для фортепиано и виолончели, соч. 102, Соната для фортепиано ля мажор, соч. 101, и Соната для фортепиано си-бемоль мажор, соч. 106, последняя известна под названием "Хаммерклавир". Затем Бетховен вернулся к начатым эскизам Девятой симфонии. Это было прервано, когда стало известно, что эрцгерцога Рудольфа назначают архиепископом Ольмюца, и Бетховен решил написать масштабную торжественную мессу для церемонии установки. Работа над ней шла медленно, и, как и ранняя кантата для Йозефа II, она не была закончена вовремя к намеченному событию. Лишь в 1823 году, спустя три года после интронизации, Бетховен смог отправить новому архиепископу законченную рукопись "Миссы Великой"