«В давнее времена, в местности занимаемой ныне Томской губернией, жил народ «чудь».
Незадолго до появления в Сибири русских, заметили они, что в местах где, они жили, начали появляться мелкие березовые рощи, которых ранее здесь не было.
Удивилась "чудяне" этому небывалому явлению и начали думать, к добру это или к худу?
Собрались все они у князя Боголара, пригласили 124 шамана и заставили их колдовать, чтобы узнать, что предвещает появление берёзового леса. После долгого камлания шаманы возвестили Боголару и «чудяне», что появление белого леса означает великое несчастье.
«Народится на свете Белый Царь, и будет он лютее льва, а народ его хищнее игра. Завладеет он нашими землями, разграбит наше богатство и животных и самих нас пожрет живыми».
Предсказание это привело всех в ужас.
Начали думать, как избежать предсказываемого шаманами несчастья, и, после долго обсуждения, пришли к убеждению, что нужно не отдаваться в руки Белого Царя, а лучше погибнуть, самим наложить на себя руки.
Решили закопать себя в землю со всем имуществом и со всеми сокровищами, чтобы ничто не попало в руки Белого Царя и его народа.
Первый показал пример Боголар.
Он построил навес на прочных столбах и на крышу наносил громадное количество земли, камней, глины и пр.
В тот навес он собрал всю свою семью, загнал скот, снес все имущество и свои сокровища, а затем подрубил столы и все похоронил под массой находившейся на крыше земли.
Примеру своего князя последовали и все остальные, и таким образом погребло себя со всем своим имуществом целое племя.
Предание это живо до сих пор во многих местностях Сибири.
Крестьяне убеждены, что в курганах сохранилось еще имущество несчастной «чуди», и если не решаются поживиться им, то благодаря суеверию, укрепляемому рассказами стариков о различных страшных видениях, о вихре, огне или воде, сгонявших и даже пожиравших смельчаков, решившихся попробовать счастья и докопаться до чудских сокровищ.
Суеверие в данном случае, по пословице «нет худа без добра», служит свою службу, и если невежественное население не решается из суеверного страха разорять курганы в поисках за мнимыми сокровищами, то этим оно сохраняет быть может драгоценнейшие научные клады, которые заключены в многочисленных сибирских курганах, ждущих, в большинстве случаев, своих исследователей»