Первая мировая война для России не стала ни быстрой, ни победоносной. Наша страна осталась проигравшей, несмотря на то, что воевала на стороне победителей. Сейчас её многие называют "забытая война". Но ни одну войну нельзя забывать. И крайне важно помнить героев и подвиги которые они совершили.
Сегодня хотелось бы вспомнить донского казака Козьму Крючкова. Он стал первым награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. Козьма смог одолеть в бою саблей одиннадцать немцев . Сам же при этом получил 16 ранений, но, к счастью, раны были не смертельны.
Сам Козьма Крючков описал тот бой так:
"Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважные. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом."
Из иллюстрированного журнала «Искры» от 24 августа 1914 года.
Больше ста лет прошло, как стихли последние взрывы Первой Мировой. И к сожалению, не осталось живых свидетелей тех боев. Но мы не должны забывать!