Найти тему

Крымские реалии и электробус

В этом году окончательно может быть уничтожено троллейбусное движение в Москве, рогатых красавчиков заменяют на автобусы и розеточные электробусы.

Розеточный электробус. Фото: ГУП "Мосгортранс".
Розеточный электробус. Фото: ГУП "Мосгортранс".

Надо признать это не самый плохой вариант, в Москве в качестве цивилизованного городского транспорта ещё остаются метро и трамвай. Многие другие города, где по тупости скопировали уничтожение троллейбусов, просто превратились в сёла с ПАЗиками и ГАЗелями. Потому что, во-первых, обслуживать электробусы очень дорого (не так как метро, но тоже очень дорого), а во-вторых розеточные электробусы в каждом городе не сделать, переменный рельеф очень быстро убивает аккумуляторы, которые стоят 50% от стоимости электробуса. И если троллейбус (электробус) с динамической подзарядкой может ходить и без аккумуляторов, просто под проводами, то розеточные электробусы просто встанут под стенку.

Это было вступление для тех, кто не совсем в теме. А теперь применительно к крымским реалиям.

ТролЗа-5265.03 "Мегаполис", троллейбус (электробус) с динамической подзарядкой. Единственные большие партии этих троллейбусов получили только Санкт-Петербург, Севастополь и Симферополь в 2016-2017 годах. Точнее в Санкт-Петербург поставили 5265.08 с учётом опыта Крыма.

Севастополь, улица Отрадная. Фото автора.
Севастополь, улица Отрадная. Фото автора.
Севастополь, улица Александра Маринеско. Фото автора.
Севастополь, улица Александра Маринеско. Фото автора.

Так вот, я никогда не был в Санкт-Петербурге, но в моём понимании это, как и Москва, более-менее ровный город, где можно создать маршруты без больших перепадов высоты. Поэтому все автономные маршруты с "Мегаполисами" 5265.08 живые.

В Симферополе похожая ситуация, там умные головы ограничили пуск автономных троллейбусов в границах города, поэтому все три маршрута работают. Но в Симферополь всё же приезжал "на пробу" розеточный электробус, власти так воодушевились новым источником освоения бюджета, что даже заявили, что демонтируют троллейбусную линию через Ангарский перевал (между прочим, гордость Крыма), и даже не задумываясь, а надо ли? А, вообще, возможно ли проехать розеточному электробусу с полным салоном через перевал по горной дороге? Опыт Севастополя ничему не научил.

А в Севастополе начинали с того, что у всех новых "Мегаполисов", и 5265.02, и 5265.03, снимали новые двигатели, и ставили другие новые, более мощные, как те, что на троллейбусах, которые ходят по горной дороге. Потому что Севастополь это сплошные горки и балки, и новые троллейбусы в первые дни на маршрутах просто опозорились в час пик, многие не смогли с полным салоном выехать из балок, их тягачём вытаскивали. Плюс на 5265.03 инженеры завода, поставив аккумуляторы, забыли укрепить заднюю часть, в итоге сыпались стёкла прямо во время рейсов с пассажирами. По заводскому браку в Симферополе было ещё хуже, там даже у одного 5265.02 во время движения на маршруте слетела башня с токоприёмниками. Все эти заводские недочёты были исправлены в 5265.08, которые и получил Санкт-Петербург.

Так вот, горки Севастополя. Летом оседает пыль, и потом дождь превращает эту пыль во что-то неустойчивое, но троллейбусы справляются, благодаря своей многотонной конструкции. Но зимой, когда гололёд, не спасают даже тонны веса. С новыми ничего ещё не случалось, а вот со старыми бывало.

Улица Адмирала Октябрьского (Одесский овраг). Зима 2009-2010. Фото Sev-Troll.
Улица Адмирала Октябрьского (Одесский овраг). Зима 2009-2010. Фото Sev-Troll.
Стрелецкая балка. 2016 год. Фото Sev-Troll.
Стрелецкая балка. 2016 год. Фото Sev-Troll.

Как видите, севастопольских водителей учат как действовать в подобных ситуациях, хоть снег в городе не часто. Маневр назвали Севастопольский дрифт.

Вот такие они севастопольские горки. Я немного отошёл от основной темы.

Севастопольские власти очень обрадовались, когда появились автономные 5265.03 (всего 34 штуки), но сохранить ума не хватило. У местных изобретателей к моменту появления новых троллейбусов уже был опыт создания автономников из старых ЗиУ-682, всего сделали 2 штуки.

Первый автономник. 2015 год. Фото автора.
Первый автономник. 2015 год. Фото автора.
"Севастополец". Фото автора.
"Севастополец". Фото автора.

И город также из Саратовской области получил уникальную единственную "Оптиму" 5275.07 с аккумуляторами. Но надолго их не хватило. То электроника, то аккумуляторы не выдержали.

И вот под новые 34 штуки тоже напортачили. В отличии от Симферополя, где скромно и по факту сделали 3 маршрута, в Севастополе открыли 7 маршрутов. Может и неплохо, но очень быстро половина маршрутов сдулась. Аккумуляторы не выдержали беспощадные севастопольские горки. Особенно неудачной была попытка автобусный маршрут № 92 заменить троллейбусами, расстояние до Инкермана растрачивало всю энергию, а пополняли запас с помощью дизельного генератора, которого привозили каждый день в Инкерман. Плюс на некоторых участках автономник шёл со скоростью 5-10 км. в час, перегревались аккумуляторы и постепенно окончательно портились. Исполнение затеи было больше похоже на саботаж, И № 92 вернули автобусам.

Сейчас половина троллейбусов с нерабочими аккумуляторами, хотя что-то временами чинят. Так вот, все эти троллейбусы прекрасно ходят под проводами. А теперь представьте розеточные электробусы. Они бы стояли под стенкой, потому что для полумиллионного города покупать новые аккумуляторы очень дорого. И длительных перспектив нет, потому что Севастополь не изменит топографию, город-герой как есть. Тоже самое и для Ангарского перевала, попытка эксплуатации розеточных электробусов будет просто глобальным воровством. Поэтому там нужно сохранить троллейбусную линию.

В этом году Севастополь получает 100 новых "Авангардов", из них 16 штук будут автономниками. И снова всё началось с замены двигателей. Ничему чиновники не учатся. :)

В общем, это всё. С лучшими пожеланиями для читателей Дзена. С уважением, автор.