В музее Саратовской консерватории на вечном хранении находится оригинал советского знамени, полученного "за лучшие показатели в организации культурно-шефской работы на селе". Во времена СССР консерватория регулярно направляла в сёла концертные бригады на выступления и лекции.
Изначально, это переходящее знамя. Его передали СГК имени Л. В. Собинова в конце 1970-х годов и на протяжении более 10 лет сохраняли консерватории за высокие показатели в культурном обслуживании сельского населения. С распадом СССР знамя осталось у нас навсегда.
Доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Галина Николаевна Бурданова была участницей одной из последних концертных бригад 1989 года и поделилась воспоминаниями и фактами о той поре выступлений.
- Кто родился и вырос в Советском Союзе, так или иначе имел отношение к различным видам бригад. Это были и концертные, агитбригады, строительные студенческие. Учащиеся ВУЗов культуры, конечно, чаще всего включались в концертные бригады, которые, преимущественно, работали летом во время каникул. Это был так называемый трудовой семестр или, как ещё называли, производственная практика. Кто-то ехал в колхозы на сбор овощей и фруктов, а кто-то соглашался поехать в агитбригады.
То есть, Вы сдавали сессию и уже ехали туда. А на сколько? На месяц?
- По-разному. Я изучала в архиве консерваторские приказы и узнала, что от 7 до 21 дня обычно выезды были. Попросила нашего архивариуса посмотреть приказы по летним трудовым семестрам. И вот, например, в тексте приказа за 1970-ый год написано: "на основании постановления Саратовского обкома КПСС и исполнительного комитета областного совета депутатов трудящихся от 27 мая 1970 года о плане культурного обслуживания района области в 1970 году направить в районы Саратовской области 2 концертные бригады студентов в порядке производственной практики". Период был обозначен с 25 июня по 1 июля; в Краснокутском и Новобурасском районах Саратовской области. Совершенно различные специальности: музыковеды, вокалисты, пианисты, струнники, баянисты, духовики, теоретики.
Из консерватории ездили исключительно с музыкальными целями? Или в том числе и по продуктам работать, что-то собирать?
- Обязательно. Обычно это сентябрь месяц был, сбор урожая. Кстати, студенткой консерватории попадала и на него.
На лекциях по журналистике, в университете, нам рассказывали, что студентов на подобных сборах невероятно хорошо откармливали.
- В Советское время очень хорошо кормили. На сельскохозяйственных производствах, во время жатвы на полевых станах. Кстати, в 1989 году была не первая моя концертная бригада. До этого весь период обучения в училище ездила в составе бригад. В том числе и по сбору урожая.
Скажите, когда Вы туда приезжали, у Вас был какой-то чёткий график концертов и мест выступлений или всё в порядке импровизации?
- Мы перед поездкой, в консерватории, показывали комиссии полностью ту программу, которую собирались петь. А когда направлялись на место, то, конечно же, не знали, куда нас попросят поехать или привезут в данный момент. Но каково же бывало наше удивление, когда нам приходилось петь в 6 утра. Перед уборкой, в поле! Перед комбайнёрами пели в шесть утра, прежде чем начинался их рабочий день. Мы показывали маленькое выступление минут на 40. Сегодня, бывает, вокалисты говорят: "Мы не можем, мы не распеты. Ещё рано, 12 дня всего". А в ответ им рассказываю, что мы в 6 утра пели и у нас звучали голоса!
Как Вас слушали вот те же комбайнёры, например?
- Вы знаете, мы же пели народные песни. Нас слушали с большим удовольствием и воодушевлением. И во время обеденного перерыва пели. Или вечером в клубе уже и для самих сельских жителей. У нас разнообразные были выступления.
Получалось, что люди, которые работали на земле и обеспечивали государство стратегически важным и жизненно необходимым хлебом, имели полную творческую поддержку, постоянную духовную пищу. В любых условиях. Это то, чего, по моему мнению, очень не хватает сейчас.
- Понимаете, Аслан, в своё время был вот такой советский лозунг: город - селу. Он был настолько всем понятен и важен! Когда нам говорили, что мы поедем выступать с концертами на полевые станы, мы с большой радостью и искренностью это делали. Понимали значимость нашего задания.
Уверен, для Вас как представителей народного искусства был важен контакт с теми, от которых Вы в экспедициях могли перенять какие-то песни, что-то узнать. Елена Андреевна Сапогова рассказывала мне, что когда ездила в сёла с концертами с филармонией, она часто встречала в деревнях певиц. Некоторые её принимали индивидуально и напевали какие-то песни. Вот вам, как студентам, приходилось ли в рамках таких агитбригад встречать исполнителей песен? Например, Вы поёте, а Вам что-то в ответ напевают. Было ли такое?
- Комбайнёры и участники жатвы, как правило, нет; только воспринимали от нас музыку. А когда мы пели вечером в клубе, то жители с нами делились. Да, были такие моменты. Частушками, например. Выходили вместе на сцену с нами петь.
А на архивных фотографиях 1989 года, которые включены в публикацию, это Вы где поёте?
- Во время хлебоуборочной страды. Только нас зачислили в консерваторию и мы сразу же, по приказу, поехали. Поселили нас тогда в местный пионерский лагерь. Помимо народных песен, мы и романсы пели городские, а также студенческие песни. Руководитель нашей бригады учил с нами эти песни. Просили и на бис! Мы вроде бы как и заканчивали нашу программу, а слушатели говорили: "Пожалуйста, ещё". И после концертов мы со зрителями общались. Они нас распрашивали, просили поделиться творческими планами.
Когда Вы возвращались в консерваторию после подобных практик, были ли какие-то собрания, где Вы могли поделиться, как прошло всё? Или просто начинали учёбу?
- Просто начинали учебный процесс. Мы, конечно, делились на кафедре, рассказывали. Но там уже стояли другие задачи - впереди ждал учебный год...
Фото: Анастасия Белова, личный архив Галины Николаевны Бурдановой
Беседовал Аслан Антонов