— Почему россияне туда едут? — интересуется Валера, гатчинский «элдэпээровец», крутя баранку своего авто.
«Туда» — это на войну. Мы возвращаемся из Питера. Есть время поговорить.
— Люди разные едут, и мотивация - у каждого своя: есть - высокая, есть — примитивная. Привожу ряд примеров.
Одним - послужил «Савва», бывший учитель физики из Сибири. Вот почему он поехал добровольцем на Донбасс? Как понять этого улыбчивого, добродушного мужика, которому за пятьдесят?
Он рассказал мне свои жизненные обстоятельства: был женат, воспитывал троих детей. Выяснилось - не своих, ибо сам был бесплоден. Даже генетическую экспертизу привлёк. А настоящий отец детей жил рядом, по соседству.
Да, смешно бывает только в анекдотах."Второй" муж его жены оказался, к тому же, из "крутых". Вскоре у «Саввы» сгорел дом, и стал он бомжом. Поехал на Донбасс искать лучшей доли. Это его мотивация для новых товарищей. Позитивная.
Доброволец из Сочи "Шмак" вроде тоже пытался начать жизнь с чистого лица. У них появились совместные планы: приобрести здесь землю и построить общий дом. Вместе такое легче осилить. К тому же «Савва», кроме учительства, владел ещё и навыками строительства. И готов был возложить на себя основную нагрузку. Словом, ответственный человек. Подумалось, что тех детей он бы не бросил, просто обстоятельства оказались сильнее. И другого выхода, кроме Донбасса, он не нашёл. Так что «Савва» — это комплекс мотивов, но каковым был главный, который привёл его на эту войну, для меня так и осталось загадкой.
Когда в составе восьмой роты он ушёл «на передок», то там записался в саперы, стал осваивать ещё и военную специальность, которая ошибок не прощает. «Савва», учись хорошо, — напутствовал я его каждый раз, когда он звонил мне. На эту шутку он не реагировал. И я засомневался, что он приехал сюда ради новой жизни.Похоже, был и другой мотив. Ведь в сапёры он напросился сам.
Похожих на "Савву" я встретил человека два. Немного, но и круг моего общения не был большим. Истории у каждого были свои, но общее угадывалось: они, в России, похоже, воспринимались ненужными, мешающими, лузерами. Помните тему «лишних людей» в школьных сочинениях? Но в литературе лишними люди были в духовном, экзистенциальном смысле. В современной же России — лишним может стать каждый и совсем не в возвышенном смысле.
Как-то Маргарет Тетчер заявила, что экономика перестроившейся России будет способна обеспечивать только 40 миллионов. Остальные, получалось, и есть лишние люди. В пятнадцатом - таковых уже было предостаточно.
Впрочем, приехавшие сюда из России, никогда не говорили, что они здесь в поисках заработка. Всё-таки самый низкий уровень зарплат в России был сравним с контрактными выплатами бойцу народных республик. Пойти охранником несомненно выгоднее.
Так что здесь не любят, когда их спрашивают о мотивации. Это заставляет людей лукавить, врать, говорить то, что социально одобряемое.
Ответы российских добровольцев о мотивах были тем понятнее, чем меньше в них звучало пафосной идеологии.
Ополченцам же было проще говорить о мотивах. Многие просто хотели приблизить срок освобождения своих населенных пунктов от укропов. Ведь многие из них еще недавно проживали в Мариуполе, Волновахе, Славянке, других городах юго-востока Украины. Какие уж тут нужны пояснения. Когда в голосе - гнев и жажда мести, какая-то идеология совсем неуместна.
Образ мысли прибывающих на войну россиян поначалу видится каким-то отвлечённым, абстрактным. Пока они не побывают «на передке»…Потом становиться похожими на местных. И ликом, и речью. Лица выглядят загоревшими даже холодной и пасмурной весной. А речь становится рваной и быстрой, как стрельба. В ней не остаётся места отвлечённым рассуждениям и идейным спорам.