Мозг постоянно подвергается новым впечатлениям. Даже во время сна он не отдыхает и не перерабатывает последние впечатления.
В очень раннем детстве считалось, что сон в первую очередь способствует развитию семантической памяти. Это включает в себя общие знания, такие как значение слов. Тем не менее, ученые Института имени Макса Планка по когнитивным и мозговым наукам человека (MPI CBS) в Лейпциге и Университета Гумбольдта (HU) в Берлине вместе с исследователями из Любека и Тюбингена впервые показали в своем исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, что младенцы также строят свою эпизодическую память, когда они дремлют. Это позволяет им запоминать детали своих индивидуальных переживаний после сна.
Ученые изучили эту взаимосвязь с помощью трехэтапного исследования.
Во время обучения детям в возрасте от 14 до 17 месяцев были показаны фотографии предметов, чьи имена они уже знали, с разными автомобилями, яйцами или собаками. Затем они услышали подходящее имя для каждой фотографии. Одна группа детей проспала от одного до двух часов, в то время как вторая группа не спала. На следующем этапе тестирования исследователи снова показали маленьким участникам различные фотографии, в том числе те, которые они уже видели на этапе обучения, а также новые машины, яйца и собаки. Каждый объект был один раз назван правильно и один раз неправильно. На всех этапах эксперимента исследователи регистрировали активность мозга ребенка с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Анализ электроэнцефалограммы показал, что мозг детей, которые спали, в тесте памяти реагировал иначе, чем у тех, кто не спал - но только в определенных случаях. Если исследователи подарили малышам шарик, который они никогда раньше не видели, и назвали его машиной, то реакции мозга изначально не отличались. В обеих группах появился так называемый компонент N400, который возникает, когда мозг обрабатывает неподходящие значения. Очевидно, что дети знали, что мяч - это не машина.
Однако, когда малыши смотрят на мяч со стадии обучения, он называется автомобилем, все было по-другому. Группа, которая не спала, снова показала компонент N400, в то время как группа, которая спала, этого не сделала.
- У детей, которые спали, исследователи наблюдали реакцию мозга, которая срабатывала, когда мяч из фазы обучения снова был правильно назван как таковой. Однако такой реакции не возникало, когда новый шар назывался мячом. Исследователи пришли к выводу: После сна младенцы уже не понимали, какие пары предметных слов они раньше испытывали, когда называли какое-либо значение. Скорее, они узнали их как отдельные эпизоды. Таким образом, объект и слово были объединены в единое событие в памяти.
"Результаты показывают, что сон не только позволяет мозгу младенца обобщить индивидуальный опыт, но и сохранить индивидуальный опыт в деталях и отличить его от существующих общих знаний", - объясняет первый автор Мануэла Фридрих, исследователь MPI CBS и HU Berlin. Далее она выдвигает гипотезы: "Тот факт, что признанный эпизод объектного слова не понимается как относящийся к общему знанию, означает, что его детали могут быть защищены от смешивания с существующей памятью".
- Результаты интересны и в отношении так называемой младенческой амнезии, т.е. феномена неспособности вспомнить собственный опыт раннего детства. Часто предполагается, что совсем маленькие дети еще не способны формировать долгосрочные эпизодические знания. Однако современные данные ясно показывают, что даже младенцы могут подробно вспоминать события - и сон вносит в это существенный вклад.
Во время сна мозг проходит через ранее пережитое, консолидирует новое содержимое памяти и обобщает подобный опыт в более общие знания. Это относится и к младенцам. Однако они могут не только обобщать то, что они узнали.
Недавнее исследование показало: во время сна мозг младенца также консолидирует детали своего индивидуального опыта и защищает их от обобщения и поэтому также важен для того, что называется эпизодической памятью.