Расслабление важно не только для здоровья, но и для счастья и даже для познания: для обучения, памяти и способности более высокие познания.
Спросите себя, как часто вы позволяете себе расслабится и умственно и физически?
Тот, кто не способен расслабиться, обычно страдает от различных состояний, связанных со стрессом, и обычно легче болеет физически и умственно, отчасти из-за чрезмерной активности, которой он подвергает свою иммунную систему. Короче говоря, если мы не сможем расслабиться, мы вряд ли сможем сделать что-либо в соответствии с нашим истинным потенциалом и, следовательно, всегда будем тенью того, чего мы могли бы достичь.
Однако современная жизнь, в целом основанная на производительности и культе внешности, обычно упускает из виду важные аспекты расслабления, которые мы можем рассматривать как часть психической гигиены. Хотя существует определенный консенсус в отношении того, что важно очищать тело и осуществлять его, реже выполняются действия в том же направлении для очищения и осуществления ума, оба из которых необходимы для расслабления.
Таким образом, одна из причин, по которой нам трудно расслабиться, заключается в том, что мы не заботимся о своем уме так же, как мы заботимся о своем теле. Конечно, многие вещи, которые мы делаем для тела, также полезны для ума (например, хороший сон, физические упражнения, питательная пища и т. д.). Но мы не понимаем, что ум также нуждается в своем особом питании, а это означает упражнение памяти, изучение новых вещей, чтение и медитация, а также заботу о типе контента, который мы потребляем. Как это ни парадоксально, некоторые из этих вещей могут сначала быть стрессовыми, но в конечном итоге они необходимы для культивирования привычек, которые сохраняют ум гибким, ясным и спокойным, поскольку они позволяют ему реагировать с помощью большего количества инструментов на невзгоды или даже перестать реагировать на события, которые в противном случае вызвали бы стресс.
Еще одна более глубокая причина, объясняющая, почему нам трудно расслабиться, связана с условием, которое мы, люди, разделяем в целом: привязанность. Люди почти по умолчанию они придерживаются того, что у них есть, или того, что они хотят иметь (их желания и иллюзии), придерживаются того, что с ними произошло (хорошо или плохо), и придерживаются того, что они хотят. И, конечно же, они придерживаются идентичности того, кем они считают себя, и измеряют мир по отношению к этой идентичности. Когда человек внимательно смотрит на причину, по которой человек не может расслабиться, обычно присутствует форма привязанности.
Например, основной причиной социальной тревоги является привязанность к концепции себя, из которой вытекает страх быть обиженным критикой или отсутствием одобрения. Неспособность расслабиться перед лицом угрозы болезни связана со страхом смерти, который является не чем иным, как привязанностью к построенной личности, к себе. Неспособность расслабиться в экономическом кризисе обычно связана с привязанностью к материальным ценностям. Даже жесткость тела обычно является привязанностью к определенным травматическим эмоциям и ощущениям, которые произошли в прошлом.
Буддийская традиция утверждает, что расслабление является одним из основных факторов, ведущих к просветлению. Термин, используемый на санскрите для описания этого расслабления, - прашрабдхи, который иногда переводится как податливость, но который великий мастер медитации и ученый азиатских языков Дхаммадипа переводит как "расслабление и ясность". Прашрабдхи, в рамках схемы Абхидхармы, является одним из факторов, составляющих добродетельный ум, и связан с невозмутимостью, которая для буддизма является синонимом высшей мудрости.
Это хваленое расслабление четко отличается от простого вздутия или состояния умиротворения без интенсивности сознания. Это спокойствие, которое обеспечивает ясность, и ясность, которая позволяет спокойствие, потому что оба тесно связаны. Только спокойный ум может держать объект в фокусе, и только ясный ум может избежать путаницы и летаргии, которые являются причинами будущих потрясений.