Безусловно, отрицать тот факт, что дебютный альбом Black Sabbath под названием Black Sabbath, вышедший 13 февраля 1970 года, является первым, по-настоящему хеви-металлическим альбомом, нельзя. Но нельзя также отрицать и то, что до них встречались случаи проявления хеви-метала в отдельных песнях. Такие явления будем называть прото-металом.
by shaneless
Тони Айомми, гитарист и один из основателей Black Sabbath
Именно о прото-метале в данной статье и пойдёт речь.
В первую очередь, говоря о хеви-метале до Black Sabbath, следует упомянуть легендарную группу Steppenwolf. Именно из их самой знаменитой песни Born To Be Wild термин "хеви-метал" получил своё название.
И несмотря на то, что саму музыку Steppenwolf сложно (но можно) назвать хеви-металом, в ней присутствуют некоторые приметы тяжёлой музыки. Фактически, они исполняли искажённый дисторшном блюз-рок с элементами психоделии, что периодически присутствовало в творчестве и у "саббатов" (взять такую их песню, как Planet Caravan с Paranoid - чистая психоделика; на первом альбоме влияние блюз-рока было очень заметно - например, в песне The Wizard).
Сама группа Steppenwolf крайне рекомендуется к прослушиванию: их звучание было крайне свежим как для конца 1960-х - выпускай они альбомы в середине 1970-х с таким же звучанием, они были бы ещё более популярны.
Дебютник Steppenwolf.
Перейдём к слегка неоднозначным примерам прото-метала, а именно - к The Beatles. Разумеется, в такой статье вы будете ожидать упоминания Helter Skelter с "Белого альбома" и вы его дождались. Эта песня уже имеет не так много общего с блюз-роком, в отличие от Steppenwolf, и этот факт, вкупе с тяжёлым риффом (который заключается не просто в чрезмерном дисторшне, как например, в песне Revolution, а именно в музыкальной составляющей) и вокалом Пола Маккартни, который почти кричит на этой песне (стоит отметить, что его вокал действительно может удивить - послушайте песню Oh! Darling с Abbey Road), может говорить о том, что данная песня может являться чуть ли не первым примером прото-метала. Впрочем, вполне вероятно, что ваше отношение к этой песне будет скептичным как к металлической песне.
Не так известен ещё один "тяжеляк" под названием I Want You (She's So Heavy) за авторством Леннона. Эту песню уже труднее назвать примером прото-метала, но тем не менее - блюз-роковый рифф, который психоделически воздействует на мозг в течение 7 минут (длиннее этой песни у битлов только Revolution 9, которую то и песней трудно назвать) и тяжёлый вокал Джона, который идеально подходит к тяжёлым песням, делают своё дело.
Pink Floyd
Эту группу я выделил под заголовком ввиду того, что именно у неё есть песни, которые можно почти с уверенностью называть металом, как бы это странно не звучало. На альбоме-саундтреке More есть две достаточно примечательных песни, которые заслуживают нашего внимания. Первая из них - The Nile Song. Как по мне, эта песня является не просто примером хеви-метала из 70-х, но представителем метала гораздо более поздних эпох - и всё благодаря сырому искажению гитар, тяжёлому риффу, убойных ударных (Ник Мейсон - вообще один из лучших ударников) и необычной манере вокального исполнения Дэвида Гилмора, которая отличается тяжестью и определённой хрипотцой в голосе - такую манеру пения вы едва ли услышите где-то ещё в песнях Pink Floyd. Кроме ещё одной песни с More - Ibiza Bar. В ней уже не так искажены гитары, однако рифф всё также тяжел и Ник Мейсон всё также выбивает из установки всё возможное.
Альбом More.
Однако есть ещё одна песня, которую уже сложнее определить как метал, однако в ней есть его определённые черты - это Careful With That Axe, Eugene, изначально би-сайд Point Me At The Sky, не снискавшей особого успеха. Эта песня является, по большей своей части, ярким примером психоделического рока, но как для психоделики она даже чересчур мрачновато звучит, и вот эти вот нечеловеческие вопли Роджера Уотерса... А на данной концертной версии эта песня звучит ещё более мрачно и тяжелее, особенно в середине песни.
Вот, собственно, и всё, что хотелось пока рассказать по поводу прото-метала.