Назначенный в прошлом месяце министром обороны Украины Андрей Таран в своем первом заявлении в этом качестве заявил о необходимости модернизации и перехода вооруженных сил Украины на современные системы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) с использованием новейших технологий. «Необходима продуманная программа развития вооружений, а не бессистемная закупка для латания старых дыр», - подчеркнул чиновник.
Однако практика, как правило, лишена лоска громких заявлений. Нового главу украинского военного ведомства не относят к числу восторженных реформаторов, это скорее опытный аппаратчик, который призван продвигаться к определенным целям в сложных лоббистских течениях. Военно-техническая политика — это та сфера, где разворачиваются ожесточенные битвы с участием самых влиятельных игроков украинской политики, пропитанной экономическими интересами и коррупционными нравами.
И здесь Таран, вероятно, более искушен, нежели украинские младореформаторы, определявшие политику минобороны последние полгода и больше преуспевшие в риторике и презентациях. Однако смена «реформаторов» на «профессионалов» — это не только смена политического стиля. Это еще вопрос о собственно политике, о программе, по поводу которой сразу высказался министр, о создании условий для технологического роста украинского военпрома.
С большим трудом и скандалами прошло в нынешнем году утверждение очередного украинского гособоронзаказа (см. наш материал). Однако это проходило в рамках только одной ветви власти, и решения были, по большому счету, в полномочиях президента, что сокращало процедуру.
Однако с продвижением закона «Об оборонных закупках» возникли сложности. В феврале он уже был принят в первом чтении, ожидалось, что окончательное рассмотрение состоится в Верховной Раде в марте. Однако из-за чрезвычайных эпидемиологических обстоятельств в марте дело не сложилось, а на внеочередном заседании парламента 16 апреля законопроект был снят с рассмотрения. Официальная причина — перегруженность парламентариев работой над законопроектами, требующими немедленной реализации.
В то же время в парламентском комитете по национальной безопасности, обороне и разведке признают, что перед следующим вынесением законопроекта на рассмотрение Рады будет проведено еще одно заседание комитета с участием Андрея Тарана. Как отмечают в экспертных кругах, процедурные проволочки оттягивают введение новых правил госзакупок в военной сфере на январь следующего года.
Отмечается, что переход на новую систему закупок ВВСТ потребует корректировки многих действующих законов, в первую очередь — о гостайне. Первоочередной считается задача снизить избыточность секретности в госзакупках. Предлагается внести изменения относительно перечня, критериев и принципов отнесения информации к гостайне в части оборонных закупок.
Одновременно на Украине пытаются решить задачу насчет того, как уйти от критерия цены в качестве главного при определении победителей тендеров. Речь идет в том числе о сертификации производителей, которые будут проходить предварительную проверку и в дальнейшем смогут участвовать в торгах на основе приглашений. Намечается, также использовать зарубежный опыт привлечения иностранных производителей на условиях частичной локализации производства в стране-покупателе ВВСТ или встречных инвестиций в национальный ВПК.
В конечном итоге делается попытка перейти на новые стандарты работы госзаказчика с предприятиями ВПК. Причем если действующие нормы в основном рассчитаны на взаимодействие государственных органов с государственными же производителями ВВСТ, то теперь требуется учитывать рост доли частного бизнеса в оборонной индустрии, приходится уходить от «эпохи динозавров». С 2018 года его доля в гособоронзаказе превысила 50%.
В начале апреля нынешнего года украинский кабмин также упростил механизм выхода национальных производителей на международный рынок товаров военного назначения. Решение правительства основывается на том, что реализация постановления позволит
- демонополизировать процессы внешнего ценообразования
- создать равные условия для самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности
- устранить искусственные барьеры, которые приводят к излишнему расходованию ресурсов и времени предприятиями ВПК
- улучшить конкурентные условия.
Хотя, как поговаривают, будут попытки некоторых групп интересов заблокировать это постановление кабмина, разрушающее экспортную монополию некоторых госпредприятий.