В фантастическом сериале освещаются глубокие вопросы философии и психологии.
Спустя почти десять лет, «Игра престолов» завершена. Мировой феномен, насчитывающий в среднем более 44 миллионов просмотров каждого эпизода, его стремительно растущая популярность встретила крайнее разочарование по поводу окончания сериала. Критики и фанаты обвиняли сценаристов шоу в предательстве таких любимых персонажей, как Дейенерис Таргариен, а более миллиона фанатов даже подписали петицию с требованием сделать ремейк финального сезона.
Что случилось? Мы считаем, что моральная психология подсказывает, почему шоу было так любимо поклонниками, и в то же время так покороблено в финале. Несмотря на то, что "Игра престолов" проходит в невероятном фантастическом мире, наполненном драконами, магией и иконными зомби, моральные вызовы, с которыми сталкиваются ее герои, очень реальны и следуют глубокой логике. Но эта логика была нарушена в финальных эпизодах.
Жители Вестероса и Эссоса неоднократно сталкиваются с версиями классической нравственной дилеммы: когда морально допустимо причинять вред, чтобы предотвратить дальнейшие страдания? Философы обсуждают подобные нравственные дилеммы уже более тысячи лет. В "утилитарных" теориях говорится, что все, что важно для нравственности, - это максимизация хороших последствий для всех в целом, а в "деонтологических" теориях говорится, что некоторые действия просто неправильны, даже если они имеют хорошие последствия.
Утилитарные и деонтологические теории
Напряженность между деонтологической и утилитарной этикой можно увидеть в оригинальной истории "Цареубийцы" Джейме Ланнистера: Когда "Безумный король" приказывает сжечь весь город, убивая много тысяч жителей, он нарушает свою священную клятву защищать и служить своему господину, а вместо этого перерезает королю горло. Утилитарные теории восхваляли бы решение Ланнистера убить Безумного короля, потому что это спасает многие тысячи жизней, в то время как деонтологические теории запрещали бы убивать одного, чтобы спасти многих других.
Когда психологи изучают утилитаризм, они сосредотачиваются почти исключительно на жертвенных дилеммах, подобных той, с которой столкнулся Джейме. Это то, что мы называем "инструментальным ущербом", - например, они думают, что морально приемлемо брать органы здорового человека, чтобы спасти жизнь умирающему пациенту. Игра престолов изобилует такими примерами: например, когда Оленна Тирелл организует убийство Джоффри Баратеона; когда Дейенерис вторгается в залив Рабов, чтобы освободить рабов; и когда Джон Сноу в финале серии убивает Дейенерис, чтобы не дать ей убить еще больше невинных людей. Как настойчиво заметил Тирион о Дейенерис в заключительном эпизоде:
"Она верит, что ее судьба - построить лучший мир... Не убьешь ли ты того, кто стоял между тобой и раем?"
Это вполне может быть утилитарным девизом: чтобы создать рай для всех на земле, некоторым, возможно, придется страдать.
Многолетние исследования (рассматриваемые в бестселлере "Моральные племена" Иисуса Навина Грина) показывают, что такие утилитарные жертвоприношения ради всеобщего блага, как правило, требуют от людей сознательного преодоления эмоционального отвращения к причинению вреда другим. Такие решения, соответственно, часто занимают больше времени и связаны с когнитивными и нейронными процессами, связанными скорее с обдумыванием, чем с эмоциями.
Но поскольку этот фокус всегда был направлен на причинение вреда другим людям инструментально, неудивительно, что исследования связали утилитарные решения с психопатией. Поэтому, по крайней мере, некоторые приходят к выводу, что утилитаристы – не очень хорошие люди, люди склонны не доверять тем, кто принимает утилитарные решения при возникновении моральных дилемм.
Оказывается, однако, есть еще одно ключевое психологическое измерение утилитаризма, которое часто игнорируется. Это то, что мы называем беспристрастным благом: мысль о том, что мы должны помогать другим как можно больше с абсолютно беспристрастной точки зрения, не придавая особого значения ни себе, ни своей семье, ни друзьям. Мы должны, по словам одного известного утилитарного мыслителя, принимать моральные решения с точки зрения Вселенной. Это более "позитивный" аспект утилитаризма, связанный с современными усилиями по оказанию помощи людям в развивающемся мире, по борьбе со страданиями животных и так далее.
Продолжение следует.