В середине ночи стало ясно как день, и земля содрогнулась от выстрелов с восьми тысяч орудий. Таким образом, 16 апреля 1945 года. маршал Георгий Жуков заявил, что начинает „берлинскую Операцию” – заключительный акт III Рейха. Германия не была в состоянии остановить наступление Красной Армии на запад. Они могли только замедлить его и нанести огромные потери. Падение Гитлера, Берлина и Германии было неизбежно.
Завоевание Берлина и разгром Германии в мае 1945 года стали беспрецедентным событием в истории. Советский Союз достиг высот своего могущества и захватил половину "цивилизованного мира", а красный флаг, который затем был блокирован над Восточной Европой, развевался до 1989 года. Давайте вернемся на 80 лет назад, чтобы узнать курс действий, который привел к падению Третьего Рейха.
Рокоссовский выровнял фронт
В январе и феврале 1945 г. в результате блестящей Висланско-Одшаньской операции Красная Армия за три недели атаковала немцев и вышла на линию Одера. Дальнейшая атака на запад была невозможна, хотя и рассматривалась. Однако оказалось, что линии снабжения слишком удлинены, и немцы все же оказали ожесточенное сопротивление в Восточной Пруссии и Померании. Необходимо было дождаться, пока войска 2-го Белорусского фронта маршала Константина Рокоссовского, двигаясь медленнее, догнали войска 1-го Белорусского фронта (маршал Георгий Жуков) и 1-го Украинского фронта (маршал Иван Конев) и выровняли линию фронта. Весь март занял Рокоссовский, но, наконец, в конце месяца его войска заняли Померанию, а также вышли к Одре.
Важнейшую, центральную часть Одерского фронта занимал 1-й Белорусский фронт, который протянулся почти на 100 км над Одером. Войскам Жукова удалось забить несколько очагов за рекой, в частности, в окрестностях Города. Их использовали потом как „стартовую площадку” для атаки на Берлин, до которого было отсюда всего 80 километров.
Стоит вспомнить, что южный фланг фронта еще защищал Вроцлав, окруженный с 13 февраля. Однако бои за Вроцлав и другие мелкие сражения не помешали Сталину и Ставке спланировать "последнее наступление". Вскоре должна была начаться большая атака с рек Одер и Ныса, главной целью которой был Берлин. В рамках этой операции Красная армия должна была также выйти на Эльбу, где находилась линия между советским и американо-британским фронтами. Такие меры были приняты ранее, на конференции трех держав в Ялте.
Эйзенхауэр обманули
Сталин придавал большое значение покорению Берлина. По его мнению, оккупация столицы Германии - крупного экономического, культурного и промышленного центра - имела символическое, пропагандистское и стратегическое значение. Он также ожидает, что там будет много трофеев, в том числе приобретение документации о работах по германскому ядерному оружию. Однако в разговорах с западными союзниками он сказал что-то другое. Он заверил, что Берлин его не интересует, что город потерял свое геополитическое значение и что главная цель Красной армии - победить немцев в центральной Германии. Он также объявил, что фронт начнется с реки Одер только в середине мая.
С западной стороны марша в Берлин требовали британский премьер-министр Уинстон Черчилль и маршал Бернард Монтгомери, а также американские генералы и солдаты. Однако на самом высоком уровне, в Вашингтоне, было решено, что американцы не поедут в Берлин. Британцы были в ярости.
Причиной были большие потери, которые англо-американские войска понесут в боях за город. Кроме того, генерал Дуайт "Айк" Эйзенхауэр, главнокомандующий на западе, поверил словам Сталина и анекдотическим разведывательным данным о том, что немцы планировали вывести неповрежденные отряды в Альпы, где они должны были построить "национальную крепость", где они должны были защищаться даже в течение нескольких лет. Американцы жалели о "прощении" Берлина на следующие полвека. Советский Союз снова раздавал карты.
Сталин, постоянно веря в заговор и предательство, долгое время не верил, что американцы позволили себя поиметь. Однако, несмотря на политические игры и посев дезинформации, он предпочитал запечатывать свои планы стволами ружей. Поэтому уже 1 апреля он созвал в Москве совещание высшего штаба, распорядился спланировать наступление и начать его 16 апреля. Армии было дано две недели, чтобы добраться до Берлина. Продолжение с следующей статье..