Найти тему

Uzumaki - хтонический ужас в массы

Манга Дзюндзи Ито "Спираль" полюбилась читателям за неплохой сюжет, не претерпевшую изменений фирменную рисовку мангаки и достойный уровень "хоррорности". Но есть и менее явные причины, почему манга снискала определенную популярность. Их мы и рассмотрим далее.

ОСТОРОЖНО, присутствуют небольшие спойлеры
ОСТОРОЖНО, присутствуют небольшие спойлеры

Прежде всего, во время прочтения становится интересно наблюдать за тем, как раз за разом "проклятие спирали" влияет на жителей города Куродзу. Нельзя не отдать должное мангаке и его бурной фантазии-"спирализация" уникальна от случая к случаю, она все больше удивляет и пугает. Обыденные вещи и привычные понятия легким взмахом пера Ито становятся гротескными орудиями разрушения как отдельной жизни, так и целого города. Интерес же к этому кошмару возникает из-за деструктивного начала, заложенного в каждом человеке. Можно легко испытать эсхатологический восторг, глядя на то, как автор в очередной раз извращенно трактует простое, на самом деле, понятие "спираль", и эта новая "трактовка" приводит к ужасным последствиям.

Кое-что напоминает, согласитесь.
Кое-что напоминает, согласитесь.

Еще одна причина кроется в природе самой спирали. Нетрудно провести параллель между ней и "золотым сечением". Эту идеальную пропорцию многие называли "природной пропорцией", подразумевая, что к соблюдению правила "золотого сечения" стремится любой живой организм и растение. Любая вещь, соблюдающая это правило, понравится человеку. Несомненно, спираль вполне проходит по этому критерию и притягивает внимание не только жителей Куродзу, но и внимание читателей.

Дзюндзи Ито говорил, что в своей манге он хотел иначе показать образ спирали, чаще всего воспринимаемой положительно. Природные, изначальные вещи издревле воспринимались или как благо, или как дикое, природное зло. Спираль в "Uzumaki"-хтоническая сущность, выражение природного, космического зла. Этому злу нет никакого дела до людей-оно давит их раз за разом, и неважно, что стоит на его пути. Цели этого зла неясны, происхождение-тоже. Страшно представить, сколько людей свело в могилу это проклятие. Все это в сумме заставляет читателя испытать легкий хтонический ужас, страх перед неизведанным, бесконечным злом. Этот страх в некоторой степени пересекается с эсхатологическим восторгом, описанным выше.

Думаю, теперь понятно, почему манга собрала множество положительных отзывов. Дзюндзи Ито умело подергал за ниточки и триггеры нашего подсознания, вызывая нужные эмоции и оставляя в памяти неизгладимое впечатление. Приемы, использованные мангакой, достаточно просты по сути, но очень эффективны. В основном, конечно, он использует наш подсознательный страх, и мы с облегчением вздыхаем, когда наступает финал манги.

Ведь лучше ужасный конец, чем ужас без конца.