Манга Дзюндзи Ито "Спираль" полюбилась читателям за неплохой сюжет, не претерпевшую изменений фирменную рисовку мангаки и достойный уровень "хоррорности". Но есть и менее явные причины, почему манга снискала определенную популярность. Их мы и рассмотрим далее.
Прежде всего, во время прочтения становится интересно наблюдать за тем, как раз за разом "проклятие спирали" влияет на жителей города Куродзу. Нельзя не отдать должное мангаке и его бурной фантазии-"спирализация" уникальна от случая к случаю, она все больше удивляет и пугает. Обыденные вещи и привычные понятия легким взмахом пера Ито становятся гротескными орудиями разрушения как отдельной жизни, так и целого города. Интерес же к этому кошмару возникает из-за деструктивного начала, заложенного в каждом человеке. Можно легко испытать эсхатологический восторг, глядя на то, как автор в очередной раз извращенно трактует простое, на самом деле, понятие "спираль", и эта новая "трактовка" приводит к ужасным последствиям.
Еще одна причина кроется в природе самой спирали. Нетрудно провести параллель между ней и "золотым сечением". Эту идеальную пропорцию многие называли "природной пропорцией", подразумевая, что к соблюдению правила "золотого сечения" стремится любой живой организм и растение. Любая вещь, соблюдающая это правило, понравится человеку. Несомненно, спираль вполне проходит по этому критерию и притягивает внимание не только жителей Куродзу, но и внимание читателей.
Дзюндзи Ито говорил, что в своей манге он хотел иначе показать образ спирали, чаще всего воспринимаемой положительно. Природные, изначальные вещи издревле воспринимались или как благо, или как дикое, природное зло. Спираль в "Uzumaki"-хтоническая сущность, выражение природного, космического зла. Этому злу нет никакого дела до людей-оно давит их раз за разом, и неважно, что стоит на его пути. Цели этого зла неясны, происхождение-тоже. Страшно представить, сколько людей свело в могилу это проклятие. Все это в сумме заставляет читателя испытать легкий хтонический ужас, страх перед неизведанным, бесконечным злом. Этот страх в некоторой степени пересекается с эсхатологическим восторгом, описанным выше.
Думаю, теперь понятно, почему манга собрала множество положительных отзывов. Дзюндзи Ито умело подергал за ниточки и триггеры нашего подсознания, вызывая нужные эмоции и оставляя в памяти неизгладимое впечатление. Приемы, использованные мангакой, достаточно просты по сути, но очень эффективны. В основном, конечно, он использует наш подсознательный страх, и мы с облегчением вздыхаем, когда наступает финал манги.
Ведь лучше ужасный конец, чем ужас без конца.