На состоявшейся во вторник видеоконференции, организованной представителями Фонда публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, глава МИД РФ Сергей Лавров, затронув тему карабахского урегулирования, в частности, заявил: «Есть проекты, которые в апреле прошлого года в Москве на встрече министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана с участием сопредседателей были распространены, и они сейчас активно обсуждаются. Эти документы предполагают продвижение к урегулированию на основе поэтапного подхода, предполагая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем – освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций».
Весьма примечательно также упоминание Лавровым резолюций Совбеза ООН. «Подписание предложенных посредниками документов об урегулировании станет важнейшим шагом в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН», – заявил глава российского МИДа. Отреагировав – и довольно оперативно – на заявление Лаврова, министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заверил, что предложенный в 2014 г. вариант урегулирования сегодня не находится на столе переговоров. Мнацаканян подчеркнул, что невозможно обсуждать на переговорах одно и представлять общественности совершенно другое.
«Уступок не было и не будет. Компромиссы должны полноценно отражать элементы безопасности и статуса. Такой была и остается позиция армянской стороны», — заявил глава МИД Армении.
Вечером того же дня состоялась видеоконференции министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова при посредничестве и участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Сопредседатели подчеркнули важность строгого соблюдения режима прекращения огня и отказа от провокационных действий в нынешних условиях и призвали стороны принять меры для дальнейшего снижения напряженности. По итогам видеоконференции было принято совместное заявление.
О создавшейся вокруг карабахского урегулирования ситуации, заявлениях Лаврова и Мнацаканяна и результатах видеоконференции глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана Armenia Today побеседовала с экспертом по геополитике Южного Кавказа, кандидатом политических наук Анжелой Элибеговой. Комментируя заявление главы внешнеполитического ведомства России, Элибегова отметила, что можно только гадать – о каких именно предложениях говорил Лавров.
«На протяжении уже многих месяцев говорится о каких-то совместных миротворческих и гуманитарных программах. Возможно, это касается продолжения каких-то запланированных ранее контактов на тех или иных уровнях, хотя говорить об эффективности тех же взаимных визитов журналистов не приходится. Возможно, принято решение продолжить подобные контакты с участием уже других целевых групп. Возможно также, что речь идет о переходе к субстантивному переговорному процессу, о чем не раз сопредседатели прозрачно намекали. Но необходимо начать собственно переговоры вместо каких-то технических консультаций, которые, согласно утверждениям армянской стороны, проводятся уже два года», — подчеркнула Элибегова.
По словам эксперта, сопредседатели Минской группы в своем вчерашнем совместном заявлении подчеркнули необходимость соблюдения режима прекращения огня в условиях коронавирусной пандемии. «Между тем накануне в Арцахе был сбит очередной азербайджанский беспилотник. Так что тешить себя иллюзиями, что Азербайджан будет сохранять договоренности и вести себя цивилизованно, было бы наивной недальновидностью», — отметила Элибегова. Что касается резонансного заявления Лаврова о том, что на столе переговоров находится документ о поэтапном урегулировании карабахского конфликта, то, по словам эксперта, Мнацаканян в своем ответном заявлении по сути не опроверг это.
«Министр иностранных дел Армении не сказал, что такого документа нет, он всего лишь отметил, что этот вариант был предложен армянской стороне в 2014 году, в 2016-м – отклонен, а сегодня обсуждаются какие-то элементы этого варианта. Четкого заявления о том, что варианта поэтапного урегулирования на столе переговоров нет, я от главы МИД Армении не услышала. Не услышала, что армянская сторона отвергла поэтапный вариант урегулирования, не услышала также, что на столе переговоров сегодня вообще нет какого-либо документа, как то утверждает Рубен Рубинян. И в данном случае, если МИД РФ дает дезинформацию, наш МИД обязан нам официально разъяснить – почему это делается», — подчеркнула Анжела Элибегова. По мнению эксперта, в заявлениях Мнацаканяна ничего нового не прозвучало, сказанное им – всего лишь официальная позиция армянской стороны, которая рассматривается на основе озвученных в Братиславе положений. Что касается мюнхенских заявлений Пашиняна, то, по словам Элибеговой, они не являются официальными тезисами.