Найти тему
АвтоДвиж

Автомобили и тракторы, которые вы никогда не увидите вживую

Техника должна быть безопасной – это знают все. Для этого производители стараются совершенствовать конструкцию, а водители – ее эффективно использовать. Однако в жизни случаются ситуации, когда исходная, проверенная временем модель ничем помочь не может. Например, когда «мирный атом» теряет свое миролюбие и превращается в нечто… Вспомним, чем защищали себя водители и операторы во время работ в далеком 1986-м.

Стоит отдать должное отечественным автозаводам. Они достаточно оперативно отреагировали на требование предоставить защищенный транспорт. Хотя внедрить свинцовую защиту в базовую конструкцию было достаточно сложно, уже в июне 1986 года доработанная техника начала поступать на объект.

Самосвал КрАЗ-256 и тракторы Т-130 и ДЭТ-250 – похожи на обычные, да не очень
Самосвал КрАЗ-256 и тракторы Т-130 и ДЭТ-250 – похожи на обычные, да не очень

Так для перевозки персонала были задействованы спецавтобусы ЛАЗ и «Таджикистан». Они обшивались изнутри свинцовыми листами практически до потолка. У водителя львовского автобуса оставалось совсем немного свободного пространства для обзора вперед, а боковые окна были наглухо заделаны.

С грузовиками все оказалось сложнее. Маленькая кабина просто не оставляла места для «работы по площадям», и конструкторам пришлось потрудиться. В настоящий момент известно, что спецмашинами занимались три завода: ЗИЛ, КрАЗ и МАЗ. В Москве создали «поливалку» на базе «стотридцатого», получившую обозначение ЗИЛ-431420-86. В Кременчуге выпустили самосвал КрАЗ-256Б1-030. В Минске – седельный тягач МАЗ-504В в специсполнении. Суть доработки сводилась к установке внутрь кабины изолированной капсулы. Попадать в нее приходилось через люк с пассажирской стороны, а наблюдать за обстановкой вокруг – сквозь маленькие окошки-бойницы из толстенного стекла.

Однако создание серьезных спецавтомобилей – дело все равно долгое, а решение нужно было здесь и сейчас. Поэтому обшивка кабин свинцом велась самими водителями прямо по месту. Выглядели такие грузовики странно, но зато свою роль (пусть и неидеально) защита выполняла.

Впрочем, спецмодификациями занимались не только автозаводы, но и тракторостроители. Благо, конструкция тракторов имела значительный запас по прочности и никаких ограничений по монтажу кабины – толщину капсулы там рекомендовали делать от 100 до 180 мм. В итоге на бульдозерах удалось создать не только защищенные свинцом версии, но и варианты с дистанционным управлением для работы в самых загрязненных местах.

Как и в варианте с грузовиками, строительная техника требовалась срочно. Поэтому и трактора, и краны, и экскаваторы – все обшивалось подручным материалом. Об эстетике вообще никто не думал – главное, сберечь здоровье.

Разумеется, работала на объекте и бронетехника – многие ее образцы были изначально рассчитаны на то, что атом бывает вовсе не мирным. Однако даже для БТР-70 предусматривалось несколько типов капсул толщиной от 15 до 30 мм.

Военные войска РХБЗ прекрасно знали, с чем имеют дело, и свой БРДМ-2 обшили, как могли
Военные войска РХБЗ прекрасно знали, с чем имеют дело, и свой БРДМ-2 обшили, как могли

На объекте работало гораздо больше техники, чем попало в обзор. Однако встретить ее сейчас можно только на фото или видео. После завершения работ все спецмашины подлежали уничтожению. Но мы их помним, как и тех, кто на них работал.

Спасибо, что не испугались тогда…
Спасибо, что не испугались тогда…