Как нет универсального лекарства от всех болезней, так и нет универсального средства для привлечения к чтению нечитающего ребёнка. В каждом случае нужен индивидуальный подход. Сегодня на просторах сети масса статей, где даются конкретные советы родителям, как приучить ребёнка к чтению. Зачастую родители, воодушевившись на первый взгляд несложными рекомендациями, начинают активно и настойчиво прививать ребёнку любовь к книге и чтению, но, потерпев первые неудачи, пускают это дело на самотёк. Научить ребёнка быть читателем - сегодня непростая задача. Взрослому нужно быть терпеливым и последовательным, при этом не забывать подавать собственный положительный пример. Если в семье не принято читать и обсуждать книги, обращать внимание на поступки литературных героев, проводить параллели с жизненными ситуациями, рассказывать детям о своих любимых книгах, то вряд ли ребёнок станет книгочеем. Некоторые родители считают, что миссию по воспитанию юного читателя вместо них должны выполнить школа и библиотека. Само собой, одна из задач библиотечной деятельности - привить ребёнку интерес к книге и чтению. Опять же, дома родители должны поощрять и развивать этот интерес, интересоваться кругом чтения своего ребёнка.
Ежедневно в нашу библиотеку (конечно, за исключением нынешнего периода самоизоляции) записываются десятки новых читателей. Как правило, детей приводят родители, бабушки, дедушки. И нередки случаи, когда взрослые просят библиотекаря дать ту самую книжку, после прочтения которой ребёнок начнёт читать запоем. Задача не из лёгких. Если бы была та самая книжка... Фонд детского абонемента нашей библиотеки богат и разнообразен, однако, вкусу современного ребёнка угодить непросто: компьютеры, планшеты, смартфоны, мельтешащие мультфильмы - куда интереснее и привлекательнее обычной бумажной книжки, пусть даже ярко и красочно иллюстрированной. Однако, расскажу об одной детской книге, которая неплохо "срабатывает" в отношении детей 1 - 4 классов. Её главная героиня по имени Люся - не самая прилежная ученица, при этом добрая и отзывчивая девочка. А ещё она любит природу, мир, что её окружает.
Не хотелось мне вчера учить уроки. На улице было такое солнце! Такое тёплое жёлтенькое солнышко! Такие ветки качались за окном! Мне хотелось вытянуть руку и дотронуться до каждого клейкого зелёного листика. Ох, как будут пахнуть руки! И пальцы слипнутся вместе — не отдерёшь друг от друга… Нет, не хотелось мне учить уроки.
Повествование ведётся от имени главной героини Люси. Она очень увлекательно рассказывает о своей школьной жизни, подруге Люське Косицыной, одноклассниках, учительнице. Эта добрая и весёлая книга о прекрасном детстве, детском мировосприятии, простых и наивных мечтах называется "Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса".
Написала её Ирина Пивоварова. Рассказы, повести и стихи Ирины Пивоваровой пользовались огромной популярностью у советских детей поколения 1960-х, 70-х, 80-х годов. К сожалению, Пивоварова рано ушла из жизни - в 1986 году, ей было 47 лет - время самого расцвета творчества.
Однако, её истории о счастливом детстве того времени, когда не было никаких гаджетов и телефонов, а были милые "секретики" из стёклышек во дворе, искренняя и настоящая дружба, нравятся и сегодняшним детям.
Как говорила сама писательница:
"Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс, О. Дриз".
После прочтения "Рассказов Люси Синицыной", ребята зачастую просят продолжение или "похожую" книжку. На этот случай у нас есть и другие книги Ирины Пивоваровой: "Приключения Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной", "Старичок в клетчатых брюках", "Однажды Катя с Манечкой", "Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А".
Так, прочитав несколько книг по душе, ребёнок входит во вкус и приходит в библиотеку в предвкушении радостных эмоций от новых встреч с волшебным миром детских книг.
Надеюсь, вам будет интересна заметка "Ребёнок имеет право не читать?"