Найти в Дзене

Развитие информационной культуры педагога в условиях ФГОС ООО И СОО

Информатизация школы переживает своеобразные этапы. Эти этапы можно связать или с внедрением новых программных продуктов, или с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества к остановке на определённом уровне и угасанию энтузиазма и использование по инерции.

Почему же так происходит?

При использовании информационных технологий (ИТ) учителем можно выделить несколько элементов, от которых зависит эффективность применения этих технологий. Это:

- Наличие техники и её качество.

- Наличие программных продуктов (ПП) и возможность их приобретения.

- Соответствие программных продуктов программе по предмету и возможность применения их на уроке.

- Уровень пользовательских навыков учителя.

- Возможность получить квалифицированную помощь.

- Поддержка при инсталляции и освоении интерфейса ПП со стороны специалиста (системного администратора или учителя информатики).

При отсутствии каких-либо элементов освоение ИТ проблематично и невозможно формирование информационно-коммуникационной культуры педагога. Конечно, подпитку учителю дают курсы повышения квалификации в области ИКТ, но и они без практики, без постоянного применения полученных знаний, не всегда приносят желаемого результата.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Основными компонентами информационной культуры личности являются: информационное мировоззрение, информационная грамотность и информационная компетентность. Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:

• владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;

• умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;

• знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;

• умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;

• навыки работы на персональном компьютере;

• знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;

• умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;

• способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРИКАЗЕ от 26 августа 2010 г. N 761н  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ В РАЗДЕЛЕ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

Пишет следующее: «Учитель должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием»

Кажется как мало надо знать учителю из области ИКТ, но ОСНОВЫ РАБОТЫ для каждого свои. А в современном информационном мире этих навыков уже не достаточно.

В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.

  • Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
  • Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
  • Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
  • Дистанционность.
  • Мобильность.
  • Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
  • Интерактивность.
  • Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Содержание образования должно охватить систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету, систему универсальных учебных действий, т. е. мы должны сделать знания действенным инструментом в руках каждого ученика.

Возникает вопрос, как достичь поставленных целей.

Ответ на этот вопрос дается в стандартах. «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой».  Информационно-образовательная среда (ИОС) – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Из этого определения видно, что ИОС выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования.

Нельзя ставить знак равенства между ИОС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Конечно, без ИКТ-технологий невозможно развитие, но понятие ИОС – гораздо шире. Это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности.

ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем:

  • информационных образовательных ресурсов;
  • компьютерных средств обучения;
  • современных средств коммуникации.
  • педагогические технологии.

Применение ИКТ в образовательном процессе современной школы

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

для поиска информации, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и Opera, различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д;

для работы с текстами, использовать пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel - выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать буклеты, брошюры и т.д.

для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0) или он-лайн сервисы;

для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

для общения (электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD программы для просмотра и создания как растровых так и векторных изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

   Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Информационная культура преподавателя – это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере образования.

Другими словами в современном информационном обществе востребован педагог-профессионал, обладающий высоким уровнем развития профессиональной компетентности, информационной культуры, конкурентоспособности.

Скачать буклет икт компетентность можно здесь

Скачать буклет нетикет можно здесь

Скачать Тест на определение уровня информационно–коммуникационной культуры можно здесь

Посмотреть презентацию к статье.

Статья на моём сайте ФандИ

Есть дополнение напишите в комментариях, понравилось -поставь лайк.