Странная ,однако, эта штука- память. Вот так живешь-живешь себе в состоянии анабиоза: не что тебя не трогает ,жизнь превратилась в рутину , ничего не происходит... И вдруг из глубин ее , из самых недр сознания выплывает нечто, чем хочется поделиться. Отбросим предисловия и преступим к рассказу.
Стоял теплый августовский вечер 1991 года. В неказистой , но опрятно убранной избе за штатного поселка Курлово, что во Владимирской губернии ,сидели трое: мой давнишний студенческий товарищ Юра, его престарелая мать и Ваш покорный слуга, неумелый автор сего опуса. По полу, тихо поскрипывая половицами , степенно расхаживал мурлыкая огромный взлохмаченный кот по прозвищу Тряпошный ( настаиваю на данной орфографии , так -как по другому его и назвать то было нельзя). Ничто не предвещало грозы. Решив включить телевизор старая женщина вдруг охнула и с тихим стоном опустилась с кресла : " Только этого не хватало!". После этих слов Юра, недавно вышедший в сени, резко заскочил обратно и увидел следующею странную картину: по одному из 2 имеющихся тогда в наличии у граждан СССР каналов показывали сидящих за длинным столом членов тогдашнего правительства, среди которых удалось опознать Павлова,Язова и сидящего во главе Геннадия Янаева. Необычным показалось только одно , что последний заменил привычного всем " прораба гласности и перестройки " Михаила Горбачева. Но самое удивительное было дальше : не твердым, заплетающимся языком Янаев вещал о том , что " генсек заболел, в стране вводится ЧС, комендантский час , и из-за болезни Горбачева будет сформировано новое правительство" . Услышав это , Юра погрузился в глубокую задумчивость . Он был "мозговым центром" недавно образованного нами "кооператива" и не знал ,что делать. Рано утром нам предстояло встать ,добраться до полустанка под названием Черусти и прибыть в столицу нашей родины Москву. Суть была в том , что идти предстояло с поклажей , которая тянула ориентировочно кг по 30 на брата. В сумках был хрусталь купленный на местном рынке . Сбывали мы его в разнообразных местах города известным тогда "конторным" методом : ходили по магазинам, учреждениям, парикмахерским, детским садам и предлагали его. Инициатором метода был не сам мой товарищ, а его отчим, отличный в целом мужик, но иногда пьющий. Он обладал феноменальной способностью после выпитой пол литры цитировать наизусть поэму Есенина "Анна Снегина". Но вернемся к нашим баранам.
После всего вышеуслышанного желание ехать сильно поубавилось с начало у него ,потом у меня. Решили прибегнуть к семейному совету и большинством голосов ( мама и я против одного, моего друга) решили все-таки , скрипя сердце, ехать. Дело было молодое , мы были полны сил, энергичны . умны и деловиты (как нам тогда казалось). Но суть была не в этом : мы ехали не в первый раз и знали уже примерное количество ден знаков , в которые она могла вылиться. За день реально было окучить месячную ставку рядового советского инженера. Глашатай прогресса и либеральных ценностей ,"любимец простых граждан М.С.Горбачев погрузил страну в пучину говорильни и ничегонеделания.
Мутным потоком полились реки ниспровергающей существующий строй запрещенной ранее эмигрантской литературы,которая ходила только в списках и то среди посвященной интеллигенции .Такие имена как Солженицын , Аксенов,Войнович,Владимов,Гинзбург,Гроссман стали кумирами читающей молодежи. На ряду с ними появились и современные конъюнктурщики , навроде Рыбакова ,Полякова и иже с ними , воспевающие ужасы сталинизма , разврат и грязь комсомольских вожаков, дедовщину и прочие прелести тоталитарного строя. Книги последних расходились как горячие пирожки . Журналы "огонек, новый мир и октябрь" пестрели перепечатками подобных произведений. Поля не сеялись ,заводы стояли, краснобаи перестройщики (халуи Горбачева) вещали о вреде социалистического строя и необходимости перехода к капитализму.
Подобная массовая бомбардировка сознания рядовых обывателей продолжалось около 5 лет и успешно заканчивалась к выше означенному периоду . Страна была успешно подготовлена к развалу. В такой-то момент мы и собрались, на свой страх и риск, немного подзаработать , каждый ради своих целей. Сразу оговорюсь, что тягой к накопительству я не обладал и не думал о будущем тратя полученное легко и беззаботно . Иным был мой прежний товарищ. Еще участь на последнем курсе пед института ( когда мы и начали "дело") он пытался из любой мелочи делать деньги ,доходя до того, что даже давал в долг под проценты студентам некоторые незначительные сумы. Впоследствии выяснилось,что и со мной он был не всегда честен, приумножая и свой "капитал" и на мне.
Продолжение следует.