Коломянкой называют плотную гладкую ткань полотняного переплетения из льна, иногда с добавлением пеньки.
Есть версия, что коломянки начали изготавливать в Коломне.
Но это не совсем так! А. Горндфельд в своей книге "Муки слова" отмечает, что "коломянка, которую так легко сблизить с Коломной, откуда пошла коломенская верста и которую академик Грот ведет от латинского calamancus. Всё это были товары привозные и,как это часто бывает в языке, они сохранили в своем названии печать своей заграничной родины, даже когда их научились изготавливать в России."
В словаре В. И. Даля коломянка определяется как «полосатая пёстрая шерстяная домотканина, на панёвы, запасли». Тем не менее, во второй половине XIX века в официальных документах и художественной литературе под коломянкой фигурировала одноцветная ткань из льна или пеньки.
Безусловно, Коломна, славившаяся в 18 -19 веках своими суконными, каразейными, шелкововыми,сицевыми фабриками, изготавливала и коломянку вплоть до XX века. Эта ткань, как и другие, экспортировалась через Рижский морской порт (в частности в Финляндию).
Коломянка часто упоминается в литературе: в «Рудине» у И. С. Тургенева упоминается пальто и фуражка из коломянки. Ф. М. Достоевский в «Маленьких картинках» описывает летний гардероб состоятельного мужчины: коломянка, гетры и летняя шляпа. У А. П. Чехова в «Лишних людях» главный герой — «Павел Матвеевич Зайкин, член окружного суда, высокий сутуловатый человек, в дешёвой коломенке и с кокардой на полинялой фуражке».
Из коломянки, обладавшей высокими гигиеническими свойствами, обычно шили популярные летние мужские костюмы, обычно серого, бежевого или белого цвета, а также форму морских офицеров. Белые штаны из коломянки упоминают Илья Ильф и Евгений Петров в произведении «Золотой телёнок».