Боже ж мой, как давно это был-о-о-о...
В 1987 году я поступила в Куйбышевский государственный университет на филологический факультет.
Конкурс был приличный. Конечно, цифры не мой конёк, но, по-моему, человек шесть на место что ли. Поэтому радость от поступления была космическая.
Вот так я тогда выглядела. :) Эх, юность-юность... Наряд, кстати, с выпускного вечера. Васильковый гипюр на чехле... Гипюр мама по чистой случайности купила в Москве, будучи в командировке. А вот на чехол пошла ткань, аккуратно снятая с досок для объявлений. Эх мы её и отстирывали-и... Даже птичий след был - белый... Не будем углубляться, как и откуда именно она ко мне попала в эпоху дефицита. :) И туфли - настоящий шик. Австрийский Gabor, благородный серый беж, м-м-м!..
Группа у нас была дружная. Ближе всех мы сошлись с одной девушкой. Не знаю, разрешит ли, поэтому назову-ка я подругу самым распространённым в мире именем Анна. Ну и традиционно русской образцовой фамилией Иванова.
Шучу. Её и правда так зовут - Иванова Анна. И разрешила. И даже фото прислала. Спасибо, Аня! Вы только посмотрите, какая красавица! Чистота юности...
Спокойная девушка, немножко даже меланхоличная, она прекрасно уравновешивала мою весёлость. Из-за Аниной сдержанности не сразу было понятно, что чувство юмора у неё ого-го какое. :)
Однажды на латинском языке нам задали на дом выучить стихотворение Горация Exegi monumentum. Был такой поэт Квинт Гораций Флакк, который жил да-авно, аж до нашей эры (65 — 8 гг. до н. э.).
Строчки звучные, красивые, размеренные. Но как запомнить всё это пиршество классического языка?! Нам гораздо привычнее вольная фантазия на эту же тему Пушкина, который памятник себе воздвиг. Нерукотворный. Ну то есть память о себе оставил.
А вот вам латынь:
Exegi monumentum aere perennius
Regalique situ pyramidum altius,
Quod non imber edax, non aquilo impotens
Possit diruere aut innumerabilis
Annorum series et fuga temporum.
Читать латынь очень просто. Элементарно просто. Вот как написано, так и читать. А вот переводи-и-ить... Именно тогда я стала несказанно сочувствовать иностранцам... В латыни ведь тоже есть склонения и спряжения, так что перевод - это страшный сон.
Так. Я отвлеклась.
В латыни и стихотворные размеры не такие, как мы привыкли. Ударения расставляются не в порядке размера, а в зависимости от вида стопы. Ай, не буду углубляться, просто поверье на слово.
Ещё только один умный вещь скажу сейчас, вы только не обижайтесь. :):):)
Есть такой термин "элизия". Для того, чтобы соблюдался стихотворный размер, звуки или даже целые слоги при чтении отбрасываются - это и есть элизия. То есть написано еxegi monumentum, а читать будем "э́кзиги́ монуме́нт" - "-ум" окажется отсечённым.
Ха-ха. Вот сейчас смешно получилось. :)
Итак, я транслитерировала для вас. И даже с ударениями! Это меня мой многомудрый муж научил ударения ставить, вот! :) Наслаждайтесь - это не всё стихотворение, а только то, что я помню наизусть с 1988 года. Или с 87-го? Ударений много, потому что так и есть - выделяется чуть ли не каждый слог.
Э́кзиги́ монуме́нт э́рэ перэ́нниу́с
Рэ́гали́кве ситу́ пи́рами́д альтиу́с
Кво́д нон и́мбэр эда́кс, нон акви́л импоте́нс
По́ссит ди́руэр а́ут и́ннумера́били́с
А́́ннору́м сириэ́с эт фуга́ темпору́м.
И вот эту абракадабру надо было выучить.
Мы с Аней придумали вот что: будем учить в автобусе вслух, пока едем. Ну как учить. Начерно уже что-то запомнили. Просто будем читать по очереди, но с выражением. Ещё раз акцентирую внимание: две скромные интеллигентные девы. Вот Аня.
И вот я:
Это выглядело так. В транспорте утром толпа. Даже если шептать, кто-то да услышит. Поэтому кто-нибудь из нас тихонько начинал с интонацией "ой, что мне вчера рассказали! щас упадёшь!" А вторая отвечала с интонацией "да ладно-о! Не может быть! Не верю!".
Диалог продолжался на совершенно непонятном окружающим языке, в котором абсолютно ясно угадывались только интонации. "Что ты?!" - "Да точно тебе говорю!"
И тут - коронная фраза: "Нон акви́л импоте́нс!"
О-о! - читалось на лицах пассажиров - вот это да-а! А выглядят как приличные однако! А темку-то выбрали я-асно какую!!! И начинались пуще прислушиваться... А там дальше слово "по́ссит"... Не знаю, что в нём, но тётки фыркали всегда!
Последняя из отпечатанных в памяти строк - "а́́ннору́м сириэ́с эт фуга́ темпору́м" - мне никак не давалась. Но стоило посмотреть на Аню, как осеняло: о, там же есть анно! Аннорум! Поэтому эта строка выходила у меня особенно экспрессивно.
Вываливаясь из автобуса на остановке возле универа, мы хохотали всю дорогу до нашего корпуса. И вот парочка таких поездок - и стих в голове уже 33 года. Ну или 32, ладно. :) Ну треть стиха, ладно уж вам цепляться-то! :):):)
И чтобы стало понятно, что стихотворение и правда приличное, даю вам его самый лучший перевод - именно перевод. Это сделал Валерий Брюсов в 1913 году.
Памятник я воздвиг меди нетленнее;
Царственных пирамид выше строения,
Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой
Не разрушат вовек и ни бесчисленных
Ряд идущих годов, или бег времени.
Нет, не весь я умру, бо́льшая часть меня
Либитины уйдет, и я посмертною
Славою снова взрасту, сколь в Капитолии
Жрец верховный идет с девой безмолвною.
Буду назван, где мчит Авфид неистовый
И где бедный водой Давн над пастушеским
Племенем был царем: из ничего могущ.
Первый я преклонил песни эольские
К италийским ладам. Гордость заслуженно,
Мельпомена, прими и мне дельфийскими
Благостно увенчай голову лаврами.
Ф-фух! Непонятно, как говорится, но здорово. :) Обратили внимание Аквилон? Это северный ветер. А на Либитину, которой уйдёт большая его часть? Да, Либитина - богиня мёртвых, смерти и погребения.
Ну то есть к этому стихотворению впору давать три тома толкований. :) Интересно получается. Смысл глубже. А ведь когда-то все эти Мельпомены и Давны были на слуху и понятны всем!
И если уж говорить о влиянии этого стихотворения на умы поэтов, то оно породило целый жанр - памятник, или монумент. Так что строки Пушкина, Батюшкова, Державина - это скорее самостоятельные произведения "по мотивам".
Я тут нашла интересную публикацию на эту тему. Если ещё не устали от поэзии, почитайте. :)
__________________________________________________________________________
***
Ну и что два раза не вставать, я уже рассказывала этот анекдот, ха-ха, покажу несколько картин из изоизоляции. :)
Как-то спросила мужа: "Почему я не понимаю бешеной популярности Климта? Что в нём такого?" Андрей пожал плечами: "В струю попал..." Но смотрится богато, не отнять.
Повторить все детали орнамента Климта - дело непростое. Да мы такой задачи и не ставили. Но, порадовавшись тому, как он великолепно играет с фигурами и цветами, мы тоже решили немного поиграть! Тем более, что играть- гораздо приятнее, чем убирать детские игрушки по местам😊
Материалы: детали конструкторов, машинки и прочие игрушки, мячики, резиночки, платки, одеяла и пристроившийся в орнамент котик Рикки. В роли “золотой Адели» дочь Анна.
***
Мне очень нравится вот этот жизнеутверждающий сюжет.
Хм... Опять о юности. Я ведь застала чулки на подвязках. К резиночкам пришиты такие замочки-прищепки, а сами капроновые чулки абсолютно не тянулись. Но и рвались с трудом, это было хорошо. Но вот если этот зажим отстёгивался... Хорошо, что тогда кодовых замков на подъездах не было! :)
Ракурс - не совсем точный, но это все, на что я была способна. Так изогнуть голову относительно уже изогнутого корпуса оказалось для моих косточек не реальным. Когда это стало понятным - решили сконцентрироваться на эмоции. Надеюсь, она получилась)) Фотографировала моя терпеливая дочь Алиса.)
***
А вот полотно моих любимых супругов Самбур. Помните монаха с вином и генерала с подушкой под блузой? :) Вот ещё один шедевр:
Елена Самбур
Ф. Решетников. "Опять двойка", фрагмент. Мораль - учиться надо хорошо, даже дистанционно, чтобы не стать второгодником-переростком)). Модели - мальчик Алёша, который страшно сопротивлялся и орал что окончил школу с медалью, и мальчик Жора, который просто молча работал за еду)
***
Раз уж у меня тут сегодня в тексте поминались древние латиняне и прочие греки, вот и картина в тему: Пандора. Любопытная тётка, которой говорили, чтоб не лезла в шкатулку, а она, естественно, открыла её... И выпустила в мир все несчастья. Хорошо хоть реакции хватило захлопнуть крышку до того, как оттуда вылетела надежда... Кстати, Пандора была первой женщиной. Зевс велел слепить её в наказание людям за то, что Прометей у богов огонь украл. До Пандоры были только богини! Я бы вот лично поостереглась изображать настолько одиозный персонаж.
***
Ну и напоследок - автопортрет Ван Гога. 9 мая официального салюта не было, так у нас под окнами добрые граждане свой организовали, впору хоть тоже уши заматывай!
Теперь картины ИЗОизоляции будут выходить вот так - в паре с какой-то публикацией. :) Следите за новинками, чтобы не упустить. :) Кстати, вот тут-то и пригодится подписка.
А пока можете поставить мне за труды - что? - пра-а-авильно, лайк! Таким образом вы обеспечите свою ленту здесь, на Дзене, моими великолепными текстами - умными, познавательными и весёлыми!
:):):)
А ещё я очень люблю комментарии. Пишите! :) Вот, например, из комментария я узнала, что скромностью кичатся те, у кого нет больше достоинств. Так как это не про меня, я и скромничать не буду. :):):)