Найти тему

10 самых распространенных мифов о творчестве

Оглавление

Не стоит годами ждать вдохновения. Не надо сетовать на то, что вы не принадлежите к особой касте творческих людей. Забудьте! Большинство наших представлений о том, как работает креативность, ошибочно. Рождаются или становятся гениями? Каждый может творить или для этого надо обладать какими-то уникальными качествами? С этими и другими вопросами будем разбираться вместе с автором книги «Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи» Дэвидом Буркусом.

Что есть творческий процесс?

Творческий процесс – это процесс создания новых и вместе с тем полезных идей. На его эффективность и продуктивность влияют четыре основных фактора:

  1. Глубина знаний и навыков в нужной области. Даже самый одарённый в музыке человек с трудом напишет симфонию без знания нотной грамоты;
  2. Степень развитости творческого мышления. Она определяет возможность подходить к проблеме с разных сторон, вырабатывать необычные и новые пути решения. Со временем любой может выработать подобные навыки;
  3. Уровень мотивации. Высокая мотивация запускается, когда вам хочется приступить к решению проблемы прямо здесь и сейчас;
  4. Социальные условия. Среда влияет на развитие творческого потенциала человека как положительно, так и отрицательно. Например, родители могут поощрять ребёнка заниматься музыкой, программированием, учить иностранные языки, гордиться его успехами. А могут считать все попытки ребёнка научиться чему-то новому бесполезной тратой времени. Понятно, что в первом случае ребёнок с большей вероятностью добьётся успеха.

Мифы о творчестве

Даже если вы давно не верите в муз, а полагаетесь на себя, всё равно вы вольно или невольно подвержены мифам, связанным с творчеством. Развенчаем самые распространённые из них, начиная с представлений об озарении и заканчивая мифом о мышеловке.

1. Миф об озарении. Представление о том, что новые идеи берутся из ниоткуда. Люди связывают появление «инсайтов» с работой бессознательного, с Богом или той же музой, но никак не с предшествующим тяжелым трудом.

Психолог Михай Чиксентмихайи изучил творческих личностей из различных областей и пришёл к выводу, что почти у всех процесс создания чего-то нового состоял из пяти стадий:

  • Подготовка, во время которой человек собирает знания, информацию и опыт;
  • Инкубация – период, необходимый для обработки полученной информации, «созревания» идеи. Стадия может длиться как совсем недолго, так и несколько дней, месяцев и даже лет. Её окончание приводит к неожиданному, иногда парадоксальному решению.

Во время инкубации люди так или иначе отвлекаются от творческого процесса. Это может быть намеренный отдых, переключение на другую деятельность или сон. Исследования показали, что даже кратковременный перерыв в работе способствует всплеску креативности. И чем более «нетворческое» занятие, чем дальше оно находится от основного проекта, тем сильнее эффект;

  • Инсайт – момент озарения;
  • Оценка, во время которой человек определяет, насколько удачен и жизнеспособен инсайт. А так же решает, какие в связи с ним нужно предпринять шаги;
  • Совершенствование – заключительный этап, когда креативный процесс улучшается и дорабатывается.

2. Миф об особой породе. Согласно ему, существуют заведомо «творческие» и «нетворческие» люди. И что дано первым, недоступно вторым.

Чтобы определить, существует ли особый – креативный – тип личности, учёные провели ряд исследований. Они пытались выявить общие черты, которые бы объединяли творческих людей. И такие нашлись: например, высокий уровень интеллекта и открытость новому. Но только на основании этих качеств нельзя выделить отдельный тип личности, отделяющий креативных людей от некреативных.

Довольно сложно выявить, какие качества заложены природой, а какие являются результатом воспитания и социального окружения. Чтобы найти наследственную склонность к творчеству, ученые решили исследовать близнецов. Количество одинаковых генов у двуяйцевых и однояйцевых (идентичных) близнецов разное. И если бы выяснилось, что однояйцевые близнецы больше похоже друг на друга по степени креативности, чем двуяйцевые, то можно было бы говорить о генетической предрасположенности к творчеству.

Однако тесты не выявили особенного различия между идентичными и неидентичными близнецами. Таким образом, идея о генетической предрасположенности к творчеству тоже была опровергнута.

3. Миф об оригинальности. Вера в то, что объекты творчества, – полностью уникальные и новые произведения, творение конкретного автора.

Правда же в том, что идеи всегда базируются на уже созданных и существующих концепциях. Не будь одного изобретателя, нашелся бы другой. И, более того, часто похожие идеи посещают сразу несколько человек.

Способность генерировать новые идеи напрямую связана с тем, насколько человек изучает современные тенденции и подходы, сколькими источниками информации владеет.

4. Миф о специалисте: чем выше компетентность человека, тем он более креативен и продуктивен.

В реальности же всё наоборот: после достижения определённого уровня компетентности, она, наоборот, ограничивает специалиста и мешает ему в творчестве.

Исследования показывают, что специалисты во всех областях проходят один и то же цикл профессионального роста.

Вначале карьеры производительность повышается, человек генерирует много идей, качество которых увеличивается. Затем наступает фаза плато, когда высоки и количество идей, и их качество. После наступает спад, который продолжается всю оставшуюся жизнь.

Большинство открытий в физике совершалось людьми не старше 30 лет. В социальных науках пик наступает около 45, а в гуманитарных – в период от 50 до 60 лет.

Как же бороться с застоем?

Вариант 1: бороться с внутренней зашоренностью, быть открытым новым идеям, постоянно учиться и совершенствоваться. Нужно развивать в себе навыки творческого мышления и стараться не снижать количество идей, над которыми вы работаете.

Вариант 2: менять сферу деятельности, как только почувствуете, что затормозились в развитии. Это позволяет непрерывно находиться в позиции креативного новичка. Причем уже приобретенный вами опыт никуда не исчезает и помогает быстрее и лучше справляться с задачами, но уже в других областях.

-2

5. Миф о поощрении: чем больше творцу предоставляется материальных и нематериальных благ, тем лучше он работает.

Большинство организаций используют бонусы, премии и другие способы материального поощрения, когда хотят повысить мотивацию сотрудников. Но такой способ мотивации подходит лишь для простой монотонной работы.

Дэвид Буркус ссылается на исследование, которое показало, что в США 70% деятельности относится к той, где нет четких инструкций, а проблемы нужно решать самостоятельно.

А в этом случае денежная компенсация сама по себе не способна увеличить производительность творческого процесса.

Один из наиболее значимых факторов, определяющих продуктивность, – дополнительная мотивация.

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя появляется, когда нам интересно заниматься тем или иным делом, когда мы получаем удовольствие от процесса.

Внешняя мотивация – это стимулы со стороны. К ней относится денежная компенсация, различные бонусы и привилегии, похвала, признание заслуг и т.д. Внешнюю мотивацию создать в разы проще, поэтому на неё чаще обращают внимание.

Но творческий процесс больше стимулирует внутренняя мотивация. Контролирующая внешняя мотивация может даже понизить креативность. Если зажимать человека в слишком жёсткие рамки, он начнет думать больше о том, как соблюсти все условия, угодить заказчику, а не о самом творческом процессе.

Мотивация со стороны оказывается эффективной, только если подкрепляет уже существующую внутреннюю мотивацию.

Некоторые компании позволяют сотрудникам тратить до 15% рабочего времени на разработку любых интересных проектов. Этот подход, названный «правило бутлегерства», не только даёт больше свободы и переключает людей на другую деятельность, но и улучшает положение самой компании. Многие значимые инновационные проекты выросли из таких сторонних занятий.

6. Миф об одиноком творце – тенденция приписывать все заслуги единственному создателю, даже когда над объектом творчества напрямую работала целая команда.

Часто история игнорирует соратников творца – тех людей, которые его поддерживали, делились с ним ресурсами и идеями, а зачастую и становились соавторами.

Например, знаменитый мрачный гений Томас Эдисон. Согласно легендам, он предпринял целых десять тысяч попыток, чтобы создать электрическую лампочку.

В действительности он не изобрел лампочку, а только улучшил ее. А испытания проводил не он. Основную работу с электрическими лампочками вела команда ученых, которую Эдисон собрал в Менло-Парк. В креативной группе трудились инженеры, механики, физики и другие специалисты, и за несколько лет работы они получили более четырехсот патентов. В то время как сам Эдисон занимался больше организационной работой и пиаром, общался с клиентами и инвесторами. Он был лицом компании, и вскоре его имя стало брендом.

Даже Сикстинскую капеллу Микеланджело расписывал не в одиночестве, а при помощи команды из 13 художников.

В итоге у группы получается самый высокий творческий потенциал.

Но важно правильно подобрать команду. Учёные пришли к выводу, что наиболее высокий результат достигается, когда над одним проектом работают и уже знакомые друг с другом люди, и новички. Старые сотрудники не дают проекту развалиться из-за конфликтов, а новые предлагают необычный взгляд на проблему.

7. Миф о мозговом штурме. Часто именно он считается главным способом обеспечить успешный креативный процесс.

Считается, что достаточно сесть на несколько часов в одной комнате, набросать как можно больше самых разных вариантов, просеять их, и тогда найдется отличная идея, готовая к реализации.

Этот прием рекомендуют практически все книги о креативности, и в целом они правы. Но чаще всего, компании начинают две ошибки:

  • Мозговой штурм проводится как единственное мероприятие;
  • Мозговой штурм проводится неправильно.

Недостаточно того, чтобы новых идей было много. Необходимо также, чтобы они были полезными. О правилах проведения мозгового штурма напишу отдельную статью.

8. Миф о согласии: наиболее продуктивная среда, – та, где все со всеми соглашаются.

При излишне дружелюбной атмосфере люди расслабляются, у них исчезает смысл оттачивать свою идею и доводить её до совершенства. При этом если у кого-то есть существенные и важные возражения, он, скорее всего, побоится их высказать, чтобы не казаться критиканом.

Например, мультипликационная студия Pixar ежеквартально устраивает встречи сотрудников, на которых одни представляют свои наработки, а другие критикуют их со всей жесткостью. Это заставляет людей готовиться как можно лучше и позволяет делать анимацию самого высокого качества.

Но в Pixar тщательно следят, чтобы критика всегда была конструктивной. А критикующий участник должен обязательно предложить альтернативный вариант. Такой подход позволяет избежать выгорания и обиды у тех, чью идею обсуждают.

9. Миф об ограничениях: творческого человека ни в чём нельзя ограничивать, и тогда он будет работать наиболее эффективно.

Исследования подтверждают обратное: ограничения не только не мешают творческому процессу, но, зачастую, стимулируют его. Когда под давлением обстоятельств люди вынуждены отбросить стандартные и простые пути, их креативность возрастает, они придумывают более необычные, причудливые варианты.

Конечно, слишком жесткие условия способны убить воображение. Но людям необходимы ограничения – базовые условия, от которых можно оттолкнуться.

В эксперименте, проведенном профессором Гарвардской школы Терезой Амабиле, люди впадали в ступор, когда им давали чистый лист бумаги и просили что-то нарисовать. Но когда испытуемым предлагали лист с проведенной волнистой линией и просили дорисовать, проблем не возникало.

10. Миф о мышеловке. Он назван по поговорке «Сделай мышеловку получше, и люди протопчут дорожку к твоим дверям». Людям кажется, что стоит найти по-настоящему инновационную идею, и крупнейшие корпорации ринутся бороться за неё.

Но на практике инновационные идеи и разработки поначалу игнорируются или даже вызывают негативную реакцию. Создавая что-то новое, нужно сразу быть готовым к тому, что придется приложить множество усилий, прежде чем вы сможете убедить мир в полезности изобретения.

Такое отношение связано с тем, что творческие идеи необычны, в чем-то революционны.

Чтобы их принять, нужно отказаться от старых представлений. А для людей это всегда непросто. Многие вещи, без которых мы сейчас не представляем обыденной жизни, когда-то считались бесперспективными. Например, именно компания Kodak изобрела первую цифровую камеру. Но проект закрыли, поскольку качество у пленочных фотографий было значительно лучше.

Нужно осознавать, что на пути даже самой полезной и революционной идеи будет стоять множество препятствий. Сколько бы ни говорили люди об открытости всему новому и поиске идей, на самом деле мы склонны сохранять статус-кво.

Недостаточно просто придумать хорошую идею, нужно уметь доказать остальным, что она стоящая. Для этого творческому человеку приходится запасаться упорством и уверенностью в себе.

✨Если статья была полезна, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал🤗🙏